Водевиль
– небольшая комедийная пьеса, построенная на курьёзном сюжете, в котором
присутствует занимательная интрига, также этот жанр может включать в себя
музыку, песенки и танцы.
Корни
водевиля уходят в культуру Франции, где за период около двух столетий он
эволюционировал в самостоятельный жанр.
Ж.
Ж. Руссо в своем «музыкальном словаре» (1768 г.) под словом «Vaudeville»
писал: «Род песен в куплетах, которые вращаются обыкновенно около веселых и
сатирических сюжетов. Полагают, что начало этой маленькой поэмы относится к
царствованию Карла Великого; но, согласно общепринятому мнению, она была
изобретена неким Басселеном, сукновалом из Вира в Нормандии». Таким образом,
Руссо имел в виду не водевиль, как сценический жанр, а веселые сатирические
песенки, исполнявшиеся в начале XV века Оливье Басселеном. Это доисторический
период водевиля. Темы песенок были разнообразны. Они остро схватывали отдельные
моменты жизни и быта. Это делало их популярными. Они спускались в народ и
приобретали массовый характер.
Есть
другой вариант возникновения этих песенок, в соответствии с которым они
сложились в XVI веке, в обстановке острой классовой борьбы, в период развития
городских торговых коммун. Отдельные партии и группы использовали их как орудие
борьбы, как острую сатиру на противника. Колкие намеки, остроумные эпиграммы на
ряд известных лиц привлекали к ним внимание, повышали интерес. Песня не щадила
никого: двор, фронда, религиозная борьба, приближенные министры - все захватывала
песня. Они получили название airs de cour (придворные песни). Ими умело
пользовались в борьбе со своими противниками кардиналы Ришелье и Мазарини. В
городских коммунах песенки стали называться voix de ville (городские голоса).
Дальнейший
шаг в развитии песен - это вплетение их в театральное представление. Тогда они
начинают играть не только социальную, но и сценическую роль. Его используют
итальянские труппы Комедии Масок, играющие в Париже. В итальянский текст своих
пьесок они вплетают бойкий, злободневный водевиль, иногда заканчивая им свою
арлекинаду. Постепенно водевиль делается органической частью пьесы и вплетается
в смысловой ход развития сюжета. Название водевиля переходит к самой пьесе, в
которой уже намечаются все основные художественные элементы позднейшего
водевиля: веселая, сценически живая комедийная канва, значительная доза
импровизации, острый куплет. Водевиль получает четкую установку: его задача
исправлять пороки и развлекать. Благоприятными годами для развития водевиля
были годы перед Французской революцией и годы самой революции. Чем ближе к
революции, тем злободневнее, острее становился куплет водевиля. В 1792 г.
в Париже был основан «Театр водевиля», давший название многим театральным
площадкам Европы. Из французских водевилистов особенной популярностью пользовались
Скриб и Лабиш, благодаря которым водевиль проник в Россию.
Русский
водевиль возник под влиянием французского. Большое влияние оказал водевиль
эпохи реставрации и скрибовская школа. В России французский водевиль находит
подходящую социальную почву и пышно расцветает. Здесь складывается его
социальная природа и определяются художественно-формальные особенности. То он
во французскую схему вкладывает русское содержание. Это водевиль оригинальный.
То он переделывает и переводит безделку французского образца, стараясь во
французский сюжет вложить русские образы и русскую действительность. Это
переводный, переделанный водевиль. По этим двум линиям и идет развитие русского
водевиля.
Расцвет
водевиля в России пришелся на 30-е гг. XIX века, именно тогда этот жанр
адаптировался к условиям русской культуры, стал занимать лидирующие позиции в
театральном репертуаре, продолжая свое бытование, как в изначальных, так и в
обновленных формах.
В
отечественной науке водевиль чаще рассматривается как драматический жанр с
музыкой: «„вид комедии положений” с куплетами, исполняемыми под музыку» или
«лёгкая комедийная пьеса, в которой диалоги чередуются с песнями (т. н.
куплетами) и танцами», «вид лёгкой пьесы, комедии, в которой диалог и
драматическое действие, построенное на занимательной интриге, сочетаются с
музыкой, песенкой-куплетом, а иногда и танцем».
Проникновение
оперетты в Россию из Франции в конце 1860-х годов ослабило увлечение водевилем.
Но, тем не менее, водевиль ещё достаточно долго сохраняется в репертуаре
русского театра. Закат этого жанра начинается лишь с 80-х годов XIX века.
Однако и в этот период были созданы блестящие образцы жанра водевиля — в
частности, пьесы-шутки А. П. Чехова «О вреде табака», «Медведь»,
«Предложение», «Свадьба», «Юбилей».
23
февраля 1888 года А. П. Чехов в одном из писем признаётся: "Когда я
испишусь, то стану писать водевили и жить ими. Мне кажется, что я мог бы писать
их по сотне в год. Из меня водевильные сюжеты прут как нефть из бакинских
недр".
В
водевиле «Медведь» все действие основано на комическом несоответствии поведения
героев и их высказываний. Елена Ивановна в трауре после смерти мужа, но она не
забывает напудрить носик, а предполагаемая дуэль на пистолетах лишь возбуждает
в «грубом бурбоне» помещике Смирнове любовь. Счастливый конец, предполагаемый
жанром водевиля, только в этой одноактной пьесе Чехова. В других же сатирические,
а не комические краски преобладают.
Водевили
Чехова отличались от развлекательных комедий, где «один спрятался под стол, а
другой вытащил его оттуда за ногу». Его одноактные пьесы – это не комедии
положений (хотя много смешных и нелепых моментов есть в действии), а комедии
характеров, в которых есть мечта писателя о гармонии жизни и совершенствовании
человеческой натуры.
Чеховская
вера в человека не отрывается от правды. Читатель должен увидеть себя в
литературе таким, "каков он есть". Смех Чехова направлен против
человеческих пороков: мелочности, подхалимства, чревоугодия, нечестности,
взяточничества, фарисейства. Чем меньше в человеке человеческого, тем жестче
почерк юмориста.
Чехов
убежден, что подлинному писателю противопоказано навязчивое комментирование
поступков своих героев. Он должен убеждать читателя и зрителя не рассуждениями,
не декларациями, не уговариванием, но правдивым изображением,
"показом" героев.
Особенности водевиля:
·
драматическое
столкновение в комедийном плане;
·
изображается
комедийное нарушение какой-либо весьма незначительной общественной нормы,
например, нормы гостеприимства, добрососедских отношений и т. п.;
·
из-за
незначительности нарушаемой нормы водевиль обычно сводится к резкому короткому
столкновению – иногда к одной сцене;
·
незначительность
объема водевиля требует особого сгущения комического элемента по сравнению с
комедией;
·
гиперболичность
комизма требует быстрого развития действия;
·
преобладает
разговорная речь
В
одноактной драматургии Чехова очевидно пародийное переосмысление и смысловое
насыщение устойчивых сюжетно-композиционных элементов русского водевиля XIX
века, таких как "эффективные ситуации" и мотивы. Кардинально изменил
драматург сам принцип композиционной организации сюжета – интригу, хотя и
использовал традиционные приемы ее образования. Способом ведения интриги в
одноактной драматургии Чехова названа ролевая игра персонажей, которая близка
традиционной только по форме своей, но не по содержанию. Драматург обновил
семантику ролевой игры, обусловив ее не только внутренней потребностью героев в
реализации личностных планов, возможностей, талантов, надежд и т. п., но и
необходимостью приспосабливаться к окружающему миру, чтобы добиваться своего.
Потому чеховские персонажи однажды примеренные маски не только не снимают, но и
превращают в привычные амплуа, неотделимые от характеров.
В
композиционной структуре водевилей Чехова, тяготеющей к первому типу,
отмечаются принципиально новые развязки, в которых неразрешимость противоречий
обусловлена не обстоятельствами, а характерами героев.
Драматургический
материал, с которым имел дело Чехов, бесконечно индивидуален, в пьесах
драматурга выражено принципиально новое, по сравнению с русским водевилем XIX
века, отношение к жизни и новые же способы ее художественного воспроизведения.
Новое семантическое насыщение традиционной трактовки человека и среды вело
писателя к переосмыслению и частных компонентов структуры произведений, которые
также наполняются новым содержанием. Таким образом, типологическая связь между
русским водевилем XIX века и одноактной драматургией А.П. Чехова
достаточно сложное явление. Она свидетельствует не только о схождениях, но чаще
о различиях, о противостоянии, творческой самостоятельности, независимости,
дерзком новаторстве художника.
Список
литературы
1. Васильева
С. С. Чеховская традиция в русской одноактной драматургии XX века: диссертация
кандидата филологических наук: 10.01.01 / С. С. Васильева; [Место защиты: Волг.
гос. ун-т]. – Волгоград, 2002. – 179 с.
2. Данилов
С. С. История русского драматического театра: монография / С. С. Данилов. – М.:
Звезда, 1944. – 612 с.
3. Калинина
Ю. В. Русский водевиль XIX в. и одноактная драматургия А. П. Чехова:
диссертация кандидата филологических наук: 10.01.01 / Ю. В. Калинина; [Место
защиты: Ульяновск. Гос. пед. ун-т]. – Ульяновск, 1999. – 154 с.
4. Кучель
А. Р. Дядюшка-водевиль / А. Р. Кучель // Театр и искусство. – М.: [б. и.],
1923. – С. 159 – 168.
5. Милостной
И. В. А. П. Чехов как мастер водевиля: монография / И. В. Милостной. – М.: [б. и.], 1973. – 47 с.
6. Паушкин
М. М. Старый русский водевиль 1819 – 1849 г.: монография / М. М. Паушкин. – М.:
Художественная литература, 1936. – 638 с.
7. Планида
М. Ю., Рудиченко Т. С. Водевиль в России: Адаптация и жанровые трансформации //
Южно-Российский музыкальный альманах. Сер. Искусствоведение. Проблемы
музыкальной науки. 2019. С. 71–76.
8. Сербул
М. Н. Русский водевиль 1810 – 1820 г.: диссертация кандидата филологических
наук: 10.01.01 / М. Н. Сербул; [Место защиты: Томск. гос. ун-т. им. В. В. Куйбышева]. – Томск, 1989. – 166 с.
9. Чехов
А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 11. Пьесы, 1878 — 1888. —
М.: Наука, 1978. — 447 с.
Спасибо за доклад. Хотелось бы некоторых уточнений. Что, на Ваш взгляд, добавляют черты водевиля традиционному жанру комедии? Чем чеховские комедии характеров отличаются от водевилей? И хотелось бы, конечно, чтобы в курсовой работе Вы это проиллюстрировали на примере анализа одного из произведений Чехова.
ОтветитьУдалитьСветлана Анатольевна, спасибо за вопросы!
Удалить1.Одним из принципов водевиля является многожанровость (полижанровость), т.е., для водевиля характерны интенсивные межжанровые взаимодействия, прежде всего это взаимосвязь комедии и оперы. На мой взгляд, черты водевиля, такие как, лёгкость, непринужденность, уход от прямого дидактизма и нравоучения, позволили сделать, в большей степени, предметом осмеяния забавные человеческие слабости и психологические недостатки, что повлияло и на формирование традиционного жанра комедии. Благодаря водевилю, комедия теперь рассматривает не только жизнь светских людей, не только общественно-социальную проблематику, но и простые семейно-бытовые ситуации, замешанные на забавных неожиданностях, необыкновенных происшествиях. То есть комедия теперь может и не отягощаться каким-либо серьёзным элементом, событием, как это было ранее, на мой взгляд, в обязательном порядке.
2.Для А.П. Чехова одним из главных был принцип показать человека таким, «каков он есть», без доли лжи и вранья. Смех Чехова направлен против человеческих пороков. Чем меньше в человеке человеческого, тем жестче почерк юмориста. Комедии характеров, которыми занимался Чехов, — есть мечта писателя о гармонии жизни и совершенствовании человеческой натуры. В отечественной науке водевиль чаще рассматривается как драматический жанр с музыкой: «„вид комедии положений” с куплетами, исполняемыми под музыку». Если судить по этому определению, то можно с уверенностью сказать, что водевили чаще ссылаются на ситуацию вокруг человека, нежели Чеховские «комедии характеров», которые ссылаются на человека самого. На его внутренний мир (нравы и характер).
3.В курсовой работе я обязательно покажу и докажу на анализе определенного произведении все вышеизложенное.
Спасибо за доклад, Валерия. Скажите, на примере анализа каких произведений Чехова можно выделить наиболее яркие черты водевиля?
ОтветитьУдалитьСабрина, спасибо за вопрос!
УдалитьВ своей работе для выявления и демонстрации наиболее ярких черт водевиля я буду анализировать шутки-комедии А.П.Чехова «Медведь»(1888г.) и «Предложение»(1890г.).
Спасибо! И к предшествующему вопросу: как соотносится использование элементов водевиля в драматургии, и в прозе Чехова ? В рассказах водевильные сюжеты тоже довольно часты
ОтветитьУдалитьАлександр Юрьевич, спасибо за вопрос и тему для размышлений. В моей работе осуществлялся подробный анализ только пьес Чехова, без анализа его рассказов и даже без отсылок на прозаические произведения в целом. Возможно, в дальнейшей работе, безусловно, мы отведем время и для остальных (прозаических) произведений Чехова, чтобы в дальнейшем соотнести использование элементов водевиля в драматургии и в прозе классика.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьВалерия, спасибо Вам за доклад!Стало интересно, а кто был предшественником А. П. Чехова в развитии водевиля в русской литературе? Какие были особенности водевиля на первоначальных этапах?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос, Ангелина! Как уже было отмечено в докладе, русский водевиль возник под влиянием французского. Первоначально это были переводы французских текстов, а потом началась некая русификация этих переводов: стали появляться сюжеты, близкие русским «нравам».
УдалитьA. Шаховской, Н. Хмельницкий, А. Писарев, ф. Кони, Д. Ленский, П. Каратыгин — вот имена, с которыми связаны основные социально-классовые направления водевиля и его лучшие литературные и сценические образцы.
B 1812-1830 годах русский театр ставит водевиль дворянской формации.
Первыми русскими водевилями являются: «Казак-стихотворец» (1812) и «Ломоносов» (1814) произведения, сценически слабые, проникнутые консервативно-дворянским мировоззрением.
Особенности водевиля на начальных этапах - социальные условия, характер актерского мастерства, примитивность сценической обстановки. Именно это и обусловливало возможность быстрого расцвета водевильного жанра.
О подробном формировании русского водевиля можно будет прочитать в моей курсовой работе.