вторник, 14 апреля 2020 г.

Черкасова Е. (3 к.) Место поэзии Агнии Барто в советской детской литературе


Детская поэзия, детская лирика - целый пласт литературы, который, на наш взгляд, на сегодняшний день является мало исследованным. На процесс развития детской литературы в советский период, безусловное влияние оказало творчество Агнии Львовны Барто. С ее именем связано рождение и становление советской детской поэзии в 1920-30-е годы. Ее произведения определяли возможность советской литературы, ее нравственную идею.
Агния Львовна Барто родилась в Москве 17 февраля 1906 года в еврейской семье. Ее родители были образованными людьми, отец Лев Николаевич Волов работал ветеринарным врачом, а мать, Мария Ильинична Волова, занималась домашних хозяйством. Училась и росла поэтесса в Москве. Интерес и любовь к литературе маленькой Барто привил отец. Он любил басни Крылова и часто читал ей их на ночь. Однако больше всего он восхищался творчеством Льва Николаевича Толстого. Любовь к литературе была настолько сильной, что на первый день рождения дочери подарил ей книгу «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой». По его книгам, кстати, отец Барто и научил ее читать. Надо сказать, что дядя Агнии Львовны, Блох Григорий Ильич, несмотря на то, что работал отоларингологом и был директором Ялтинской клиники института туберкулеза, увлекался поэзией и любил писать детские стихи. Возможно, это повлияло на будущее поэтессы.
Как и многие дети, родившиеся в интеллигентных семьях, Барто занималась с няней, изучала немецкий и французский языки и ходила в престижную гимназию. Любовь отца Барто к искусству была настолько сильной, что он желал, чтобы дочка стала знаменитой балериной. Однако таланта в этом деле у Агнии Львовны не было. Но любовь к стихам у нее проявилась еще в раннем возрасте. В гимназии, вместе с подружками, Барто увлекалась поэзией Ахматовой и даже сама иногда пыталась что-то сочинить. Все свои первые работы, поэтесса показывала отцу. Он был требователен и строг, особенно в отношении стихотворных размеров. Но у юной Барто, как будто нарочно, менялся размер в строчках. Отец даже упрекал дочь в упрямстве. Однако старания были не напрасны, и в 1925 году (тогда Барто было всего 19 лет) вышла в свет её первая книжка. Стихи сразу же очень понравились читателям.
Так совпало, что свой творческий путь Барто начала именно в момент становление детской литературы в советском государстве. Изменения в политическом строе, раскол общества - все это, несомненно, повлияло на поэтов. Они задались вопросом: Как и что писать для юного читателя? Задача было непростая, ведь в то время советскому ребенку нужна была патриотичная книга, которая воспитывала бы в нем любовь к родине, но в то же время была бы увлекательной, интересной, при этом соответствовала (или хотя бы была близка) действительности. Безусловным примером для начинающих писателей в тот момент являлся Владимир Маяковский, автор известного «Что такое хорошо и что такое плохо». Барто понимала, что детский поэт должен быть для ребенка воспитателем. Основной задачей поэта было заложить фундамент знаний и духовных ценностей в советского ребенка.
Первые произведения поэтессы были опубликованы Госиздатом в 1925 г., в числе которых были стихи «Мишка-воришка», «Снегирь», «Братишки», «Игрушки». В стихотворении «Братишки» (1927 г.), поднимается тема интернационализма и международного братства. Барто была первой, кто заговорил об этой идеи с детьми. Основная мысль этого произведения заключена в двух строчках: «У тебя есть братья, Ты не одинок». Примечательно, что когда Адольф Гитлер прочитал это произведение, он немедленно приказал его сжечь. Барто была горда этим, потому что ее стихотворение горело вместе с книгами, в которых фашисты видели опасность пропаганды коммунизма.
«Миллион почтальонов» - первое драматическое произведение Агнии Львовны, в котором был ясно показан воспитательный метод поэтессы. В театре ставились спектакли по мотивам этой пьесы. Впервые он был поставлен в 1934 г. Интерес заключался в том, что зрители могли участвовать в действии. Зал делился на «корреспондентов» и «почтальонов». Через эту легкую и веселую форму, писательница пыталась показать, что с помощью смеха можно справиться с многими трудностями. Отличительная черта произведений Барто - это то, что дети могли понять важные, порой, сложные вещи без нотаций и нудных моралей. Прием смеха поэтесса в дальнейшем будет часто использовать в своих работах. В 1934 г. вышла статья в газете «Правда», где Барто сказала: «Наши дети проделывают двойной рост. Они растут, как полагается всем детям, и, кроме того, растут вместе с нашей быстро растущей страной. Они часто удивляют нас своими вопросами, поражают требованиями, и пока еще, к сожалению, они больше поражают нас, чем мы их своими книгами». Современники всегда отмечали, что у поэтессы была некая связь с детьми. Это связь помогала ей чувствовать и понимать детскую душу, а дети, в свою очередь, узнавали о важных и жизненных вещах через игру и смех.
В период Великой Отечественной войны в работах Агнии Барто отмечаются героические мотивы, в это же время она пишет не только стихи, но и песни. Одна из известных «Уральцы бьются здорово» была удостоена первого места в региональном конкурсе песен. В честь тридцатилетия Октябрьской революции Барто пишет поэму «Твой праздник», за которую получила Государственную премию СССР в 1950 г. Работая над своими произведениями в годы войны, она особенно хотела передать реалистичность того времени, поэтому она некоторое время работала вместе с подростками на заводе.
Несмотря на почтение со стороны довольно известных и значимых литераторов, у Агнии Львовны были и недоброжелатели. На протяжение долгого времени она состояла в плохих отношениях с Маршаком. Причиной тому были его нелестные высказывания о ее творчестве.
Говоря о своеобразии творчества Барто, первое, на что следует обратить внимание - принцип, которого придерживалась поэтесса. Она считала, что главное в детской литературе – с помощью стихов передать нравственное воспитание детям. Эта идея выражена в каждом произведении Барто, но при этом каждое стихотворение остается уникальным.
Любовь не только взрослых, но и любовь маленьких читателей поэтесса заслужила благодаря своему таланту и умению легко и весело донести важные вещи. Поэтесса никогда не ставила себя выше детей, она всегда старалась быть с ними наравне, будто она их ровесница. О важном она говорила в игровой форме. Благодаря этому дети понимали и любили её и её творчество. Интересный факт: Корней Чуковский, когда прочитал стихи Барто, подумал, что это творчество маленького ребенка.
Одним из примером того, как ясно Барто понимала детскую психологию, служит стихотворение «Снегирь». Оно было написано в 1938 г. и вошло в цикл стихотворений «Мы с Тамарой ходим парой».
Главный герой - маленький мальчик, хулиган, который любит баловаться и драться. Однако его внимание приковывает живой снегирь, которого он видит в магазине. В нем рождается дикое желание получить красивую птицу. Но мама отказывает ему, опираясь на плохое поведение сына. И тогда мальчик решает исправиться, лишь бы его мечта о снегире сбылась. Долго и старательно он упрашивает маму, делая усилия над своим характером, стараясь не разбойничать.
Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я "спасибо" говорил,
Всех за все благодарил.
Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.
Мальчик, который в своем характере сочетает достойные черты (веселье, непосредственность, стремление добиться своей цели) и недостойные (это притворство, за счет которого он пытается достигнуть определенных для себя благ, хулиганство). При этом герой представляется как цельный персонаж, который совмещает в себе взаимоисключающие качества. Здесь, по мнению автора, речь идет не об искоренении плохих качеств, а о воспитании в высоком смысле. В стихотворении показано, как меняется поведения героя до и после появления долгожданного снегиря. Для мальчика снегирь является олицетворением прекрасного и доброго. Ради этой птицы он готов меняться и идти на жертвы, относительно своего характера:
До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.
Изменения, которые происходят на протяжении всего произведения, несомненно, говорят о развитие личности мальчика. Отметим, что ребенок увлечен не бессмысленной безделушкой, а красивой, живой птицей, которую «видал» в витрине зоомагазина на Арбате. При виде снегиря,  речь мальчика становится воодушевленной, наполненной восторженными эмоциями. Придавая своей речи убедительности, что свойственно и взрослому, мальчик повторяет, как бы подчеркивая, одни и те же слова.  Местоимение «такую» показывает, что эта птица является необычной, непохожей на все остальные. А повтор разговорного слова «видать» в значении «видеть что-то несколько раз» (С.И. Ожегов), помогает передать и даже воссоздать детскую речь. Как и слово «ревел», которое дополняется образ героя.
Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.
Однако мама героя не спешит потакать прихотям сын. Она говорит ему, что он должен заслужить свою мечту – и только тогда она исполнится. Безусловно, она права, чтобы что-то получить – это непременно нужно заслужить. Однако автора хотела передать как родитель доносит эту мысль. Это звучит скучно и неинтересно. С помощью нотаций до ребенка, порой, сложно «достучаться», от того мамины слова и не находят отклик к сердце ребенка:
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то
Каждый ребенок нуждается в сложном, умном и даже хитром руководстве. Барто никогда не встает на защиту той или иной стороны в вопросе воспитания. Ее взрослые и юные герои делят вину и ответственность за все, что происходит между ними. Но мальчик не решается вступить в дискуссию с мамой, перед ним встает выбор: желанная птица или спор. И тут выбор очевиден. Мальчик хитрит, играя роль послушного ребенка: «Я ходил за мамой следом», «Было сухо, но галоши Я послушно надевал», «Я с девчонками не дрался». Убежденный ребенок уверен, что мастерски перехитрил маму. Однако читатель понимает, что это пока мальчику не удалось.
Мама очень удивилась:
- Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной -
Ты не дрался в выходной!
И если читателю ясно, что внутренне ребенок не изменился, он все также охотно бы подрался с девчонками, вертелся за столом: «Я терпел мученья эти Только ради снегиря», то мама этого не понимает. Она верит, что сын действительно перевоплотился из хулиганистого мальчишки в послушного ребенка. Она не понимает детскую психологию и наивно ему доверяет.
Когда, наконец, долгожданный снегирь оказывается у главного героя, спустя неподдельные эмоции, он задается вопросом: может, снова начать заниматься любимыми шалостями? («Может, снова можно драться Завтра утром во дворе?»). И если на первый взгляд может показаться, что ребенок не изменился, а только притворялся, то в конце мы можем понять, что мальчик, после встречи с любимой птицей все-таки трансформируется. Герой духовно растет, его сознание меняется. Сам вопрос: а нужно ли возвращаться к дракам завтра, говорит о сомнении мальчика в необходимости возобновления прежних хулиганств в характере. Герой анализирует свое поведение, свое состояние и подводит итог всей ситуации. Автор оставляет надежду на то, что теперь ребенок будет вести прилежнее.
Кроме того, снегирь - это первая в жизни, по-настоящему выстраданная мечта героя. Он провел над собой большую работу, выдержал с честью все испытания. И только тогда исполнение мечты принесло ему огромную радость. Мораль этого стихотворения: для того, чтобы воплотить свою мечту в жизнь, нужно измениться, нужно работать над своим внутренним миром. Мечта - это цель, и это стихотворение помогает воспитывать целеустремленность и силу характера.
Несмотря на весьма прозрачный и простой слог, стихи А. Барто несут глубокий смысл и сложную смысловую идею. Ее произведения показывают, как все-таки непрост душевный мир маленького человека. У дошкольника уже вполне сформированы мысли, чтобы взрослый мог не только засмеяться, но и задуматься. Барто так хорошо знала детскую психологию, так тонко чувствовала ребенка, что если мысль лирического героя (ребенка) была более развернутой, то вместе с этим усложнялась и форма стихотворения, углублялся смысл. Барто старалась показать весь школьный мир глазами ребенка. Она не только старалась отразить мироощущение детей, но заставила взглянуть по-иному и взрослых.
Поэтесса всегда выражала интерес к воспитанию детей. Она говорила: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Посещение школ, садов, детских домой, разговоры с детьми – все это помогло Барто так точно передать детские мысли и психологию ребенка. Разъезжая по разным странам, она пришла к выводу, что у ребенка любой национальности богатейший внутренний мир. В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей. Стихи Барто переведены на многие языки мира.

20 комментариев:

  1. Спасибо, Лиза! Скажите, кто или что помогло Агнии Барто определиться с выбором тематики поэзии?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос! На формирование педагогических взглядов Барто повлияло классическое наследие русской эстетики и педагогики. Она обращалась к высказываниям Л. Толстого, Гоголя, Достоевского, Белинского. Однако особую творческую симпатию Барто испытывала к Маяковскому. Как говорила сама Агния Львовна: «Моим кумиром был Маяковский.»
      В юном возрасте Барто случайно наткнулась на книгу с произведениями Владимира Владимировича. Пораженная его работами, юная Барто начала подражать стилю Маяковского. Несмотря на то, что жили они недалеко друг от друга, Барто долгое время не решалась заговорить с поэтом. Однако спустя время, беседа все-таки состоялась. Маяковский рассказал Барто, что детям необходима новая поэзия, которая сыграет ключевую роль в воспитании маленького гражданина. Думаю, что В.В.Маяковский оказал безусловное влияние на дальнейшую судьбу А.Барто.

      Удалить
    2. Лиза, спасибо за доклад! В связи с этим комментарием у меня появился вопрос. Вы перечисляете писателей, которые повлияли на творчество Агнии Барто, но ведь они не являются писателями для детей, за исключением некоторых произведений Л. Н. Толстого. Что могло повлиять на выбор тематики поэзии именно для детей, ведь Вы в докладе упоминаете о том, что автор стояла перед выбором: о чем писать для детей в советское время?

      Удалить
    3. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    4. Ангелина,спасибо за вопрос. Писатели, которые были упомянуты мною выше-не являлись детскими писателя, однако в своих произведениях они не раз поднимали тему педагогики и нравственного роста. Как я уже упоминала в докладе, тема воспитания- является ключевой в творчестве Барто. А на выбор Барто тематики поэзии именно для детей, непосредственное влияние оказал В.В. Маяковский.

      Удалить
  2. Лиза, спасибо! Как Вы думаете, могут ли стихи Агнии Барто потерять свою актуальность?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Кристина, за вопрос! Темы, которые поднимала в своих стихах А. Барто были разнообразными: Проблема взаимоотношений старших и младших, тема любви к Родине, взаимопомощи, дружбы, заботы, ответственности, внимательности, тема добра и справедливости и многое другое, но всех их объединяло одно - стремление воспитать в ребенке нравственного человека, донести важные вещи простыми словами. Тема воспитания, любви, добра и уважения всегда будут важны. Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, я считаю, что произведения А.Барто никогда не утратят свою актуальность.

      Удалить
  3. Елизавета, спасибо! Очень хорошо Вы проанализировали «Снегиря». Барто, конечно, занимает уникальное место в детской литературе. Интересно, среди современных авторов есть такие, чья популярность могла бы сравниться с популярностью Барто? Вы не интересовались этим? Можете назвать наиболее известных детских писателей XXI века?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Спасибо за вопрос! Конечно, изучая влияние творчества Агнии Барто на детскую литературу, я также интересовалась работами детских писателей XXI века. Я ознакомилась с творчеством Седова Сергея Анатольевича, сказки которого были опубликованы во многих детских журналах («Мурзилка», «Веселые картинки», «Трамвай» ). По его сценарию также был снят мультфильм «Сказка про дурака Володю», который был удостоен многих премий. Мною было изучено творчество Морозова Владимира Игоревича, который является автором книг «Сорочишка», «Народный дневник», «Лесная елка». Принадлежит к Союзу писателей России. Его рассказы были опубликованы во многих известных журналах, например, таких как: «Мурзилка», «Наш современник», «Юность», «Пионер», «Костёр», «Колобок», «Юный натуралист».
      Сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, может ли кто-то из современных детских писателей сравниться с популярностью Барто. Ведь у детских литератур разных эпох были разные концепции детства, разное понимание, кем является ребенок. Современный читатель выбирает ту концепцию, которая ему больше нравится и подходит. Но все-таки во многих вопросах Агния Львовна была первооткрывателем, она расширяла границы, поднимая новые и свежие темы, которые до нее не были изучены. Несомненно, большинство современных детских писателей, в начале своего пути опирались на творчество Барто. Агния Львовна поистине была гениальным детским поэтом. Она не только обладала талантом, но и максимально полно реализовала его в деле. Думаю, не нашлось еще поэта, который мог бы сравниться с популярность такого великого человека. Но все впереди!

      Удалить
  4. Лиза,спасибо за доклад.Как вы считает,почему стихи А.Барто практически сразу полюбились читателям?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос. Я думаю, что секрет успеха творчества Барто заключается в том, что несмотря на простоту стихотворений, они несут в себе глубокий смысл. Поэтессе удавалось в каждом своем произведении найти что-то новое и показать это читателю. Она смотрела на мир по-особенному, замечая те мелочи, из которых состоит жизнь (в том числе и жизнь ребенка). Агния Барто умела смотреть на мир не только глазами взрослого человека, но и глазами ребенка. Мне кажется, этот талант помог завоевать всемирную любовь читателей.

      Удалить
  5. А как быть с политической составляющей творчества Агнии Барто? С ее "литературной позицией"? Повлияли ли внелитературные, политические факторы на то место, которое Барто заняла в литературе? Я и про Чуковского, и про письмо Сталину с призывом "раздавить гадов" (не берем в расчет позднюю деятельность Барто, она к литературе мало отношения имеет)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр Юрьевич, спасибо за такой непростой, но очень интересный вопрос! Безусловно, политика присутствовала в жизни А.Барто и оказало огромное значение на ее жизнь и творчество в целом. Один из самых тяжелых период в жизни поэтесса приходится на 30-е года, когда начались гонения на недостаточно пролетарских писателей. После опубликования статьи в «Комсомольской правде», где Барто обвинили в написании «псевдосоветской и псевдообразовательной литературы», ее стихи начали активно обсуждать на собраниях.
      Чуть позже, в 28-ом году, на Корнея Чуковского (который был уже известным писателем на тот момент) обрушивается критика и обвинение в написании «буржуазной мути». Многие из друзей писателя заняли сторону критикующих. К большому разочарованию Чуковского, среди этих людей была Агния Барто. В 30-ом году она подписывает письмо к "Буревестнику революции" Горькому, в котором стихи детского писатели подвергаются жесткой критике. В 1944-м Чуковского вновь вызвали на собрание СП, где обвинили в том, что его сказки не воспитывают детей в духе социалистического патриотизма. Когда Корней возвратился домой, дочь Лидия спросила: «Кто был ниже всех?». Он ответил: «Барто». Чуть позже Барто участвовала в процессе против дочери Чуковского, которую впоследствии исключили из Союза писателей. К сожалению, точной причины, почему Барто выступала против Чуковского, сейчас найти практически невозможно. Однако факт остается фактом.
      Агния Львовна была не только прекрасным поэтом, но и видным общественным деятелем, депутатом, первоклассным оратором, журналистом и пропагандистом сталинской эпохи. Еще будучи молодой, она написала гневные письма, где требовала «раздавить гадов» во время московских процессов («Эти люди выступали на наших собраниях, говорили о социализме, о будущем. И в то же время готовили покушение на жизнь Сталина. Нашего Сталина!»,- напишет впоследствии Барто). Также агитировала детей к выборам сталинских руководителей. В 40-е годы, вместе с выходом сборника «Игрушки», Барто занимает должность депутата Моссовета и пишет для советских газет. В дальнейшем у Агнии Львовны в жизни будут ещё командировки на фронты Великой Отечественной, сталинская премия 2-ой степени. Всё это приведет к тому, что поэтесса будет иметь статут главы советской детской литературы

      Удалить
  6. Лиза, спасибо за доклад! Скажите, какова цель Вашего исследования? Как, по Вашему мнению, понималась концепция детства в советскую эпоху?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо за вопрос! Основными целями исследования являлись: подробное изучение биографии и творчества А.Барто, хотелось выяснить, в чем секрет популярности и всенародной любви к творчеству поэтессы, а также изучение концепции и принципов, на которые опиралась Агния Львовна, при написании своих произведений.
      Думаю, основной концепцией детства в советскую эпоху, являлось формирование советской идентичности. При этом, основной задачей было развить у детей чувство патриотизма, чувство прекрасного и через литературу передать высоконравственное воспитание ребенку.

      Удалить
  7. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить

Секция “История русской литературы”

Председатель – Комарова Алина Научный руководитель – к.филол.н., доц. О.С. Карандашова 1.Алимбаева К. (3 к.) Мир детства в ру...