Объектом
изучения является образ учителя, способы его создания, типология персонажей
А.П.Чехов
всегда высоко ценил профессию учителя: «Если бы вы знали, как России
необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России его необходимо
поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы
понимаем, что без широкого образования народа государство развалится как дом,
сложенный из плохо обожжённого кирпича. Учитель должен быть артист, художник,
горячо влюблённый в своё дело, (а у нас – это чернорабочий, плохо образованный
человек, который идёт учиться с такой же охотой, с какой пошёл бы в ссылку). Он
должен быть первым человеком, чтобы ответить на все вопросы, чтобы все черпали
в нём силу, достойную внимания и уважения, чтобы не мог орать на него тот, кто
носит звание инспектора школ, но заботится о не лучшей постановке образования,
а только о тщательном выполнении циркуляров. Нелепо платить гроши человеку, который
призван воспитывать народ – вы понимаете? – воспитывать народ! Отвратительно
всё это».
Горький вспоминает о
встрече с Чеховым в Крыму, разговор
зашел об учителях, Чехов заявил: «Если бы у меня было много денег, я устроил бы
здесь санаторий для больных учителей. Знаете, я выстроил бы светлое здание -
очень светлое, с большими окнами и высокими потолками. У меня была бы
прекрасная библиотека, разные музыкальные инструменты, пчельник, огород,
фруктовый сад, можно бы читать лекции по агрономии, метеорологии, учителю нужно
всё знать, всё!» С особой любовью и чувством радости Чехов
писал о тех учителях, которые, несмотря на тяжелую жизнь, любят детей, работают
с воодушевлением и верят в пользу, которую приносит их труд.
Материалом
исследования послужили рассказы А.П. Чехова «Учитель», «Репетитор», «Папаша»,
«В аптеке», «Скучная история», «Учитель словесности», «Человек в футляре», «На
подводе» и др. Анализ произведений позволил
выделить типы учителей:
-
учитель подвижник, учитель профессионал;
-
учитель –наставник ,духовный учитель;
-
учитель- «чудовище»;
-
учитель не способный ничему научить;
-
учитель- чиновник ;
-
учитель -консерватор;
-
учитель- прогрессист ;
В рассказе Чехова
«Человек в футляре» представлен тип
учителя консерватора . Это – учитель греческого языка Беликов. Его прототипами стали преподаватели, служившие в таганрогской
гимназии, в которой учился сам Чехов. Главными предметами в гимназии были древние языки. Основным принципом воспитания
провозглашалась дисциплина. «Не рассуждать, а исполнять», – вот первая
заповедь ученика. Для нерадивых учеников существовал карцер, в дверях классных
комнат – глазки, наподобие тюремных.
А.П.Чехов
сконцентрировал в сатирическом образе Беликова отчужденность от жизни,
панический страх перед какими-либо изменениями. Стремление учителя -
«консерватора" к точному исполнению постановлений и распоряжений
обеспечивало ему господствующую позицию в педагогическом совете гимназии. В
лице Беликова писатель даёт завершённый, как бы уже перерастающий в символ
образучителя- чиновника в самом широком смысле слова. Ему враждебен весь мир,
его раздражает, пугает и держит в постоянной тревоге действительность, он уже
не может обойтись без футляра, без той «скорлупы», в которую жаждет спрятаться.
«Как бы чего не вышло? » - это классическая формула, выражающая всепоглощающий,
безотчётный и в то же время реальный страх перед живой жизнью.
Литература всегда являлась зеркалом жизни
общества, в нём очень чётко можно рассмотреть как положительные, так и
отрицательные явления. Следует отметить, что образ учителя динамичен: он
развивается в соответствии с особенностями исторической
действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои
специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в
реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем. Личностное развитие
учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с
учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности
каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том
числе и учителей.
Учитель
является объектом изображения в таких ранних рассказах
А.П. Чехова, как «Учитель», «Репетитор», «Скучная история», «Папаша», «В
аптеке». Рассмотрим подробнее, как показан в этих рассказах образ учителя.
Рассказ
«Учитель» написан в 1886 году. В центре повествования
находится Федор Лукич Сысоев, который четырнадцать лет преподает в фабричной
школе. Перед нами герой, обладающий
ворчливым характером: он предпочитает сразу же предъявить свои претензии
обидчикам. Но если мы посмотрим, какого характера эти претензии, то увидим, что
в основе их – тревога и переживания за своих учеников, чьи победы и достижения
он всегда помнил. После очередного экзамена Сысоев находится в подавленном
состоянии, потому что не доволен его результатом. «Ему было досадно, что ученик
Бабкин, всегда писавший без одной ошибки, сделал в экзаменационном диктанте три
ошибки» . Данная ситуация показывает, насколько трепетно учитель относится к
своим ученикам. Сысоев – педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача,
любовь к детям, своему делу – основные черты Сысоева.
В финале рассказа мы узнаем, что Сысоеву осталось жить
пару недель, однако до конца своей жизни он остается преданным своей работе и
ученикам: «выбрав тетрадь Бабкина, сел и погрузился в созерцание красивого
детского почерка...»
Перед нами образ учителя, самозабвенно отдающегося
своему делу, посвятившего преподаванию жизнь. Порой он слегка заносчив, но тем
не менее, предан делу.
Учителя в творчестве А.П. Чехова – представители
интеллигенции в период «безвременья», характеризующиеся чертами «маленького» и
«лишнего» человека в преломлении чеховской картины мира: «маленький» человек
чаще сам виноват в своем положении, ведь он живет исключительно своими мелкими
заботами, цепляясь за прошлое, теряет свой человеческий облик (образ «футлярной
личности», т.е. того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, оставив
лишь оболочку).
Рассмотрим, как изображен учитель в
таких поздних рассказах А.П. Чехова, как «Учитель словесности», «Человек в
футляре», «На подводе».
В поздних рассказах также образ учителя связан с
общественным положением. На первый план выходит не профессия, а то, что учитель
– это просто социальный статус. В рассказах снижается профессиональная
привлекательность главного героя. Герои не проявляют интереса к развитию личности
ребенка, к детским успехам и неудачам. Они не заинтересованы в формировании
общей культуры личности в своих учениках, не могут быть посредником между
общекультурным опытом человечества и новым поколением.
Рассказ
«На подводе» написан в 1897 году. Главная героиня рассказа
– несчастная и одинокая учительница Марья Васильевна. В начале рассказа мы
видим, как она едет в село, в котором живет и работает учителем тринадцать лет:
«Вот уж тринадцать лет, как она учительницей, и не сочтешь, сколько раз за все
эти годы она ездила в город за жалованьем; и была ли весна, как теперь, или
осенний вечер с дождем, или зима, – для нее было все равно, и всегда неизменно
хотелось одного: поскорее бы доехать» [Чехов, с. 335]. В этих строках показана
бренность бытия главной героини, она каждый день как будто на автомате
выполняет одни и те же действия, которые превратили ее жизнь в обычное
существование. Нелюбимая работа тяготит ее. Она нелюбима, сама никого не любит,
считая это чувство катастрофой. Учителем Марья Васильевна стала из-за нужды. И
такая серая, скучная жизнь, нелюбимая работа превратили ее в угловатую, старую
женщину, которая отворачивается от окружающих людей, боится чувств, у которой
нет друзей и знакомых.
В этом рассказе Чехов показал, как останавливается
жизнь, если заниматься неинтересным делом, если не любить, не иметь друзей. В
нем показана пошлость бездуховной жизни. При этом с помощью образа главной
героини писатель как бы призывает нарушать подобный порядок в жизни, делать ее
ярче, интереснее, не существовать, а жить и действовать.
Вывод
В рассмотренных нами рассказах представлены, с одной
стороны, образы учителей, которые
целиком преданы своей профессии, с заботой и уважением относятся к своим
ученикам. К подобным образам относятся
Федор Лукич Сысоев («Учитель»), и Николай Степанович («Скучная
история»). С другой стороны, показаны псевдоучителя, которых тяготит их
профессия, а ученики вызывают раздражение. К таким образам относятся Егор
Зиберов («Репетитор»), Сергей Никитин («Учитель словесности»), Беликов
(«Человек в футляре») и Марья Васильевна («На подводе»).Каждый герой является
либо собирательным образом учителей самого Антона Павловича, либо навеян
впечатлениями и воспоминаниями его детства и нелегкой юности.
Антон Павлович Чехов много и страстно писал о проблемах образования. Кто
может похвастаться такой галереей героев – учителей? Это разные люди –
равнодушные и болеющие за своих учеников душой, талантливые и бездарные, старые
и еще очень молодые. Каждый из них словно выхвачен писателем из гущи
современной ему жизни, наделен своим характером, своей неповторимой
индивидуальностью.Задачей Чехова не было подробно и точно написать о том, как,
каким образом учить русскому языку, как его преподавать. Он писал о том, каким
должен быть учитель, а главное – каким он быть не должен.
Чехов показывает разные образы учителей, указывает на недостатки одних,
хвалит других, сопереживает близким ему героям. Образы порой комичны, но при
более детальном изучении можно ужаснуться действительности. Его произведения –
не подробная инструкция для учителя, это наставление. Я полагаю, Чехов,
повидавший разных педагогов, попытался донести мысль, с которой я начала свою
работу: учитель играет одну из главнейших ролей в становлении личности.Этот
гениальный человек написал очень много ценного и о культуре обучения слову,
поскольку всю свою сознательную творческую жизнь служил ему – великому русскому
слову.
Спасибо за доклад! Скажите, пожалуйста, а как, по Вашему мнению, трансформируется образ учителя от ранних рассказов к более поздним?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! В ранних рассказах рассмотрены образы учителей, которые целиком преданы своей профессии, с заботой и уважением относятся к своим ученикам. В поздних рассказах образ учителя связан с общественным положением. На первый план выходит не профессия, а то, что учитель- это просто социальный статус и снижается профессиональная привлекательность главного героя.
УдалитьСпасибо за ответ!
УдалитьМухаббат, спасибо! Скажите, чем объясняется столь повышенный интерес Чехова к концепту "учитель". Как, на ваш взгляд, повлияла историческая действительность на становление образа учителя в рассказах автора?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Первым учителем жизни А.П. Чехова был его отец - Павел Егорович.А.П. Чехов всегда высоко ценил профессию учителя. Каждый герой является либо собирательным образом учителей самого Антона Павловича, либо навеян впечатлениями и воспоминаниями его детства и нелегкой юности.
УдалитьМухаббат, хороший вопрос Вам задала Сабрина) Я присоединяюсь! Современники Чехова тоже обращались к изображению учителей, например Гаршин, Короленко. Можно ли сказать, что образы, созданные Чеховым, были в чем-то уникальны? Или его типология настолько обширна, что включает и созданные другими писателями этого периода?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Его типология обширна.В творчестве А.П. Чехова представлен широкий спектр разнообразных позиций учителя, поэтому акцент писателя перенесен на стратегии педагогического общения. Все эти образы можно увидеть и у других писателей в этого периода
УдалитьСпасибо!
УдалитьСпасибо за доклад.В работе Вы указали, что Чехов в некоторых произведениях представляет учителя как человека "маленького" и "лишнего". Скажите, актуален ли этот образ сейчас?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Сейчас учителя, отличаются от тех которые были за долго до нашего времени. Отличается манера разговора, тактика обучения, отношение к ученикам. Образ "маленького" и "лишнего" человека думаю актуален и в наше время. Например которые работают из-за нужды.
УдалитьСпасибо за интересный доклад. Скажите, к какому типу учителя можно отнести Ольгу Алексеевну в рассказе А. И. Куприна "Храбрые беглецы"?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Очень интересны портреты воспитателей и типы детей. Рассказ Куприна показывает, как борется яркая, полная жизненных сил детская душа за свое право свободно развиваться. Мы видим, как велико бывает расстояние между ребенком и учителем, если второй выбрал профессию не по призванию. Ольга Алексеевна целиком предана своей профессии, с заботой и уважением относятся к своим ученикам. Ольга Алексеевна учитель - прогрессист.
УдалитьСпасибо за доклад! Как Вы считаете, отличается ли отношение общества к профессии учителя в Чеховское время и в современной реальности? Можно ли предположить,как изменились ли образы героев-учителей,если бы Чехов был нашим современником?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Роль учителя в нашем обществе не изменилась, а осталось прежней. Учитель – это что-то постоянное. Проходят эпохи, меняются нравы, но учитель всегда остается учителем. Поэтому слово «современный» (а также «хороший», «плохой», «интересный»…) употреблять не имеет смысла. Либо учитель, либо нет! Роль учителя остается неизменной: сеять разумное, доброе, вечное!
Удалить