Для своего исследования мы решили взять
произведения И.А. Бунина периода
эмиграции, чтобы выяснить, какое место в них занимает категория «молодость». Нами были проанализированы рассказы,
написанные с 1920 по 1930 годы , то есть в первое десятилетие бунинской
эмиграции.
Большое значение в определении сущности
категории «молодости» имеет сравнение с категориями «детство» и «старость».
Детство у Бунина многие исследователи характеризуют как важнейшую категорию его
творчества, связанную с аспектами формирования личности, многочисленными воспоминаниями,
противопоставленную миру взрослых. С категорией «детство» исследователи связывают и такое понятие как «детскость», которое
представляет собой особую философию взрослой жизни, включающую в себя простоту,
наивность, искренность, чувствительность, присущую многим бунинским героям.
Наравне с детством в творчество Бунина
представлена и старость, которая является самым противоречивым возрастом
человеческой жизни. Через категорию « старость» раскрываются философские размышления
о жизни и смерти, переживания тех моментов прошлого, которые
более всего запомнились человеку за всю его жизнь. Третьей категорией выступает
юность и молодость, которые у Бунина
часто неделимы между собой, они создают единый целостный образ. «
Молодость» у Бунина – это прежде всего физическая
красота, «свежесть», наслаждение жизнью.
Рассказы Бунина 1920-1930-х годов – это
прежде всего произведения о любви, которая изображается как страстный порыв ,как
что-то внезапное, мгновенное. Акцентируя внимание на возрасте героев, автор
вводит их портретные характеристики ,подчеркивающие свежесть тела и чувств. Мотив
молодости во многих рассказах раскрывается через воспоминание - это
воспоминания взрослых людей или стариков о лучших моментах своей жизни,
моментах, в который их «поразила» любовь, будто солнечный удар. Вообще мотив
воспоминаний играет важную роль в творческом сознании Бунина, через него
раскрываются переживания героев, их мироощущение, отношение к тому или иному
моменту жизни.
Окрашенные любовью моменты жизни заставляют
героев Бунина по-иному смотреть на жизнь
– восхищенно и возвышенно. Через призму возраста, а ,точнее, молодости, даются
пейзажные зарисовки, философские размышления
о жизни и смерти.
Обратимся непосредственно к произведениям ,в центре которых яркие молодые
персонажи.
В рассказе «Метеор» два персонажа – он и она ,они молоды ,красивы
и счастливы. Молодой человек «с его
необыкновенно нежным цветом лица и пятнистым румянцем» и молодая гимназистка с «раскрасневшимся лицом», «ее губы, мех вокруг шеи, маленькие
ботинки в снегу», и «прелесть всего ее женского существа». Пейзажная
зарисовка усиливает очарование возраста: «В роще еще
слаще чувствовать себя молодым, праздничным, все время близким к какому-то
счастью дышать этим зимним эфирным воздухом».
Возраст героев, их
вызывающая молодость во многом объясняет
психологию их поступков: стеснение, недосказанность фраз, но, вместе с тем,
решительность. Чувство любви, затаённые, недосказанные желания раскрываются
посредством портрета молодого человека и гимназистки, а также окружающего их
пейзажа: «В роще вечереет, морозит,
высокое небо над просекой холодеет и синеет; далеко впереди, за поляной,
верхушки нескольких сосен, особенно высоких, краснеют … Лицеист ждет счастья , напряженнее всех, двигаясь все время рядом с
гимназисткой». Зимний пейзаж , ощущение холода и тепла одновременно, бодрят и
тело, и мысли героев, пробуждает первое чувство и влечение друг к другу. Автор
не говорит открыто о том, что произошло
между героями ,но читателю все ясно – это первая близость. По сути, возраст
персонажей становится сюжетообразующим элементом, вокруг которого выстраивается
коллизия рассказа.
В рассказе « Ида» герой вспоминает события
трехлетней давности, которые произошли с его другом. В центре
воспоминаний - образ Иды, девушки, в
которой есть «свежесть молодости, здоровье…довольно высокий рост, стройность,
редкая гармоничность и естественность движени». Не раз Бунин подчеркивает красоту её фиалковых
глаз, разгоревшихся на морозе щек и молодое прелестное лицо. Весь ее образ
раскрывается на протяжении рассказа , каждый раз автор подчеркивает сила и привлекательность
молодости, свежести, цветения, которое свойственно молодой женщине. Не удивительно,
что рядом с такой героиней возникает соответствующий ей молодой мужчина. В его
юношеском лице, щеголеватой одежде и бледной, тонкой руке видна вся привлекательность юности , но его юношеская красота не самостоятельна,
она подчинена женскому очарованию: «…она царица, а он раб, но раб, однако, не
простой, а несущий своё рабство с величайшим удовольствием и даже гордостью».
Стоит отметить, что во многих
произведениях Бунина молодая женская чарующая красота становиться или объектом поклонения или вожделения,
ей подчиняется всё вокруг. Вся прелесть молодости раскрывается еще и с помощью зимнего
пейзажа: «…поднятое лицо, освещенное бледностью того
особого снега, что бывает после метелей», как и в «Метеоре»: мороз
создает багрянец на щеках героини, холодные прекрасные руки, меховую накидку,
которые выгодно дополняют весь образ.
Мотив зимы сопровождает образ Иды на
протяжении всего повествования. Начинается произведение утренним праздничным
застольем четверых друзей, описание которого предваряет рассказ об Иде. Даже в
описании интерьера ресторана чувствуется дыхание русской зимы с морозами и
белоснежными полями: «Мы прошли старый зал, бледно освещенный серым и морозным
днем, … оглядывая столы, только что покрытые белоснежными тугими скатертями». В
описании Иды рассказчик выделяет то, что запомнилось ему навсегда: «благоухание
девушки, только что вошедшей в комнату с мороза…». В его воспоминаниях о ней
после признания ему в любви тон ее лица «подобный… снегу», у нее «…лицо
молодой, прелестной женщины, на ходу надышавшейся снежным воздухом…» .
Можно выделить еще один сложный мотив, который
сопровождает образ Иды – мотив чудесной нежной красоты, который реализуется
через сравнение ее с цветком, использование ярких эпитетов. «Было и лицо у нее
редкое, – на первый взгляд как будто совсем обыкновенное, а приглядись –
залюбуешься… , цвет фиалковых глаз живой, полный…», у нее «волнующий»,
«чудеснейший в мире женский голос» .Во время разлуки герой вспоминает «цвет ее
лица и фиалковых глаз, ее прелестную руку..» Когда они встречаются через два
года на станции, она «… как-то удивительно расцвела вся, как расцветает
какой-нибудь великолепнейший цветок в чистейшей воде…» .
В конце рассказа все мотивы, связанные с героиней, как бы сливаются воедино в гимне
любви и ей, как ее воплощению: «А неслись мы на тройке домой уже совсем утром,
страшно морозным и розовым… показалось из-за крыш ледяное красное солнце и с
колокольни сорвался первый, … великолепный удар, потрясший всю морозную Москву,
и композитор вдруг сорвал с себя шапку и что было силы, со слезами закричал на
всю площадь: – Солнце мое! Возлюбленная моя! Ура-а!» . Таким образом, автор в
очередной раз реализует свою концепцию любви: это озарение, «солнечный удар»;
ее можно не сразу узнать и понять, можно потерять, но поразив сердце человека,
она остается в нем навсегда, как поцелуй Иды, который герой будет помнить «не
только до гробовой доски, но и в могиле» .
В рассказе «Солнечный удар» дана история мимолетного
романа и последующих за ним переживаний
героя о потерянной любви , которая случается лишь однажды. Бунин не обозначает
конкретный возраст героев, мы знаем только, что у этой «маленькой женщины» есть
муж и трехлетняя дочь, а герой является поручиком. Только молодостью можно
оправдать ту страсть ,которую испытывают герои друг к другу. Автор подмечает,
что героиня пережив любовное свидание была «свежа, как в 17 лет», а в лице героя «что-то юное и глубоко несчастное». Короткий
миг счастья дал им ощущение юного счастья , но расставшись с незнакомкой ,он
чувствовал себя «постаревшим на десять лет». Так, по Бунину, молодость – это не
столько физиологический возраст ,сколько ее ощущение.
В
рассказе «Звезда любви» центральный персонаж
- молодой мужчина . Всё, что его
окружает начиная от природы, и заканчивая любимой лошадью дышит
молодостью: «Все свежо, молодо, всего преизбыток — зелени, цветов,
трав, соловьев, горлинок, кукушек.». Сам горой так говорит о себе : «Мне
приятно, что на мне ловкие сапоги, что я здоров, молод, что я хороший ездок и
что лошадь ценит это». Весь рассказ – гимн молодости и любви, когда ты знаешь,
что впереди тебя целая жизнь и вся гамма чувств ощущается по-другому. Даже
горбатая девка, которая похожа на покойницу, имеет в своих чертах что-то
по-молодецки прекрасное: «Она чисто и приятно одета. Лицо у нее слегка
широкоскулое, но тонкое, одухотворенное прозрачной и прекрасной бледностью.
Трогательно ее ожерелье на худых ключицах, девичья льняная сорочка, маленькие
босые ноги». Через призму молодости и
трудная жизнь, и ее испытания воспринимаются легко и просто.
Проанализировав
отобранные нами тексты, мы приходим к выводу, что молодость, являясь одной из центральных
категорий многих рассказов, придает целостность авторскому видению жизни. Зачастую
на совпадении или несовпадения возраста строится сюжетная коллизия, которая
должна быть разрешена. Молодость персонажей во многом объясняет психологию их
поступков: решительность или наоборот нерешительность, быструю смена
настроения, беззаботность, наслаждение моментом .Преобладание и культивирование
женской молодости, откровенная телесность описания, помогающая раскрыть
чувственность героев.
Сабрина, спасибо! Почему именно в этот период творчества Бунина именно категория молодости выходит на первый план?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос. В целом, в творчестве Бунина категория возраста (детство, молодость, старость) занимает одно из центральных мест. Однако в поздние периоды своего творчества, в том числе в первое десятилетие эмиграции, о котором мы ведем речь, И. А. Бунин начинает обращаться более к темам любви, воспоминаний. В связи с этими тематиками одной из самых ярких категорий и становится "молодость", поскольку героями таких рассказов становятся в основном молодые люди, либо люди, вспоминающие о своей молодости. Через призму "молодости" раскрываются их чувства, переживания любви, воспоминания об ушедшем прошлом.
УдалитьСпасибо! Скажите, пожалуйста, почему Вами для анализа выбраны именно эти рассказы?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос. Конечно, мы проанализировали все рассказы этого периода, в которых присутствует категория "молодости". Однако, мы отобрали те произведения, в которых "молодость" представлена наиболее ярко с точки зрения характеристики героев, их портретов, а также влияния "молодости" на сюжет.
УдалитьСабрина, Вы приходите к выводу, что молодость героев обуславливает их характеры и поступки. Как с этим утверждением соотносится рассказ «Чистый понедельник»?
ОтветитьУдалитьЕще посоветую познакомиться со статьей Д.Д. Николаева, посвященной возрастной категории «старость» в творчестве Бунина: https://starost2020.blogspot.com/2020/04/blog-post_9.html
Спасибо за рекомендацию! В рассказе "Чистый понедельник" оба героя молоды, и автор не раз подчеркивает это. На мой взгляд, молодость героя в рассказе во много объясняет его напористость, томление по отношению к героине, ожидание светлого будущего, связанного с его любовью к ней. Молодостью можно объяснить необузданное вожделение героя, свойственное молодым людям, когда он смотрит на нее: "...гляжу на губы, которые целовал час тому назад, — да, целовал, говорил я себе, с восторженной благодарностью глядя на них, на темный пушок над ними, на гранатовый бархат платья, на скат плеч и овал грудей, обоняя какой-то слегка пряный запах ее волос..", его горячность, когда героиня объявляет ему, что ушла бы в монастырь: "Я хотел сказать, что тогда и я уйду или зарежу кого-нибудь, чтобы меня загнали на Сахалин, закурил, забывшись от волнения". Сильнейшее переживание разлуки героем, которое так остро ощущается в молодости. Что же касается героини, то она ищет свой путь в метаниях от одного к другому. Она хочет попробовать мирскую жизнь, чтобы понять, сможет ли она окончательно уйти в служение Богу и предпочесть любовь к нему любви человеческой, земной. Ее поступки и характер нельзя объяснять только одной молодость. Она не годам развита в своих интересах и мнениях, что отличает ее от героя. Несмотря на то, что возраст героев совпадает, между ними возникает недопонимание, обусловленное разными взглядами на жизнь, зрелостью героини в своих поступках и убеждениях.
УдалитьСпасибо!
УдалитьСпасибо, очень интересно!
ОтветитьУдалитьА вот сам Бунин на рубеже 20-30-х - считал себя "старым" или "молодым"? И связано ли это с характеристиками героев его рассказов?
Спасибо за вопрос! И. А. Бунину в 20-30-е годы было уже за 50 лет. По тому, как ощущал себя автор и как воспринимали его другие люди в это время, мы можем судить из воспоминаний о нем, личных переписок, дневников. Во многих своих письмах он пишет о том, что "в молодости" был сильно чем-то увлечен, такой оборот речи доказывает, что сам он себя в данный момент к молодости уже не относил. В своих дневниках в этот период он начинает обращаться к "молодым людям", давая им советы и размышляя с высоты своего возраста. Уже в 1921 году в своих дневниках Бунин пишет: "Нынче прелестный день, теплый - весна, волнующая, умиляющая радостью и печалью. И эти пасхальные напевы при погребении. Все вспоминалась молодость. Все как будто хоронил я - всю прежнюю жизнь, Россию...", а после, в дневниках 1923-1932 года не раз возвращается к грусти и воспоминаниям о прошедшей молодости.
УдалитьВ воспоминаниях Н. А. Пересветова говорится, что когда Бунин переехал в Одессу, то он уже вспоминал о своей "молодости" и "молодых" увлечениях с позиции человека зрелого. В воспоминаниях Георгия Адамовича описана встреча с Буниным в середине 20-х годов. Писатель описан следующим обраом: "С возрастом он стал красивее и как бы породистее. Седина шла ему, шло и то, что он сбрил бороду и усы. Появилось в его облике что-то величавое, римски-сенаторское, усиливавшееся с течением дальнейших лет. Бунин был очень оживлен, сказал, что заставил себя вырваться только на часок-другой, "а то пишу, пишу, не отрываясь". В это время он активно работает, пишет, поэтому его ощущение себя и своего возраста может быть связано с характеристикой персонажей. В этот период Бунин зачастую воспроизводит воспоминания о своей молодости, которая прошла в России, много пишет о любви, оценивая все эти чувства с высоты своей скорее зрелости, а не старости, но в то же время вспоминания и воспроизводя их такими, какими они были для него в молодости.
Сабрина, спасибо за доклад!Если у Бунина молодость- это не возраст, а ощущение, нет ли в его рассказах немолодых по возрасту, то молодых по мироощущению героев? Или "молодящихся"?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Да, такие герои встречаются в рассказах Бунина. Как правило, немолодые герои ощущают себя молодыми на какое-то мгновение, обычно связанное с любовью. Например, герои проанализированного нами рассказа "Солнечный удар", которые после любовного свидания ощущают себя помолодевшими. Одним из ярких примеров "молодящихся" героев служит "Господин из Сан-Франциско". Бунин описывает его, как человека семейного, 58 лет, но при этом: "Смокинг и крахмальное белье очень молодили господина из Сан-Франциско.", он был: "Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый...». Он позволяет себе обращать внимание на молодую красивую девушку, которая плывет с ними на корабле. Бунин не раз подчеркивает его физическую старость, которая самому героя тягостна, однако господин из Сан-Франциско старается этой старости противостоять, надевая как можно более элегантную и утягивающую одежду, чтобы быть привлекательным перед девушками. Всё его состояние и прикладываемые усилия не могут сделать из него молодого человека, поэтому в конце господин из Сан-Франциско закономерно умирает. Еще один пример героя "молодящегося" и покушающегося на молодость - Алексей Михайлович Малютин из рассказа "Легкое дыхание". В своем дневнике Оля Мещерская описывает его следующим образом: "Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет — мне не понравилось только, что он приехал в крылатке, — пахнет английским одеколоном, и глаза совсем молодые, черные, а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная." Он, будучи человеком уже не молодым, посягнул на красоту юного женского тела, что и привело к трагедии - убийству. В рассказе "В Париже" уже немолодой герой (" его коротко стриженные красноватые волосы остро серебрятся, по свежести его худого, бритого лица, по прямой выправке худой, высокой фигуры в длинном непромокаемом пальто, ему можно было дать не больше сорока лет"), Николай Платоныч, встречая официантку, в которую он влюбляется, начинает ощущать себя по-молодецки взволнованным и счастливым: "...и я чувствую себя так, точно мне двадцать лет. Но мало ли что может быть." И он оказывается прав. Испытав в последний раз чувство молодой влюбленности, герой умирает.
УдалитьСабрина, доклад у Вас получился занимательным!Также интересно читать Ваши ответы на комментарии к нему. Вы описываете "молодость" в рассказах 1920-30-х. На фоне всего этого у меня тоже возник вопрос. Знакомились ли Вы с произведениями более позднего периода творчества И. А. Бунина? Когда можно говорить о том, что "молодость" исчезает из произведений автора, принимая тот факт, что в 1920-30-х наблюдается ее расцвет?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос, Ангелина! Молодость после 1930-х не исчезает из произведений Бунина, а развивается далее. Действительно, мы обращаемся к рассказам 1920-30-х годов, потому что в них наблюдаются яркие образы молодых людей, но и в более позднем цикле "Темные аллеи", с которым мы также ознакомились, присутствует категория молодости. В перспективе нашего исследования детально изучить, проанализировать этот цикл для того, чтобы проследить, как эта категория меняется в позднем творчестве писателя.
УдалитьУспехов в дальнейшей разработке темы! Спасибо!
Удалить