вторник, 14 апреля 2020 г.

Семёнова М. (3 к.) Провинциальный топос в пьесах А. Н. Островского



Мы выделили провинциальный топос как национально-художественный образ и ключевой элемент художественного пространства в драматургической практике Островского. Перед нами стояла цель проанализировать те произведения драматурга, действие которых разворачивается на просторах волжских  провинциальных городов. Для достижения этой цели нами было составлено описание образа волжского провинциального города у Островского и выявлены особенности его функционирования в драматургии автора.
Рисуя широкую панораму жизни России, Островский, как и многие отечественные писатели, отражает в микромире провинциального города национально-исторический мир. Несмотря на то, что провинциальные пьесы Островского неоднократно анализировали, их интерпретация является широкой сферой для исследования.
Перейдем непосредственно к материалам исследования: в центре нашего внимания, естественно, лежат волжские пьесы Островского.
В первой части исследования мы проследили, как менялось изображение провинции(Островским) на различных этапах творческого пути писателя. Были выявлены следующие закономерности:
А. Н. Островский уже в первых "уездных" пьесах заявляет о провинциальном в культуре с совершенно новой на тот момент интонацией. В 1840-е годы «провинциальный сюжет» был явлением комическим, даже водевильным, а провинциальные типы и нравы рассматривались со взгляда столичного жителя. Для Островского провинциальное предстает как система ценностей.  В   «москвитянинский» период для А. Н. Островского принципиально важно противопоставить светской развращенности столицы добропорядочную мораль патриархальной провинции (пьесы «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854)).
В «современиковский» период Островский создаёт «волжские» пьесы - «тяжелые драмы» из провинциальной жизни («Воспитанница» (1859), «Гроза» (1860), «Козьма Захарьич Минин, Сухорук (1862)», «Воевода» (1865), «Горячее сердце» (1869)). Здесь провинция – это удаленное от Москвы и Петербурга пространство, где люди существуют совершенно по иным законам и правилам: «и люди не те, да и порядок совсем другой» («Воспитанница»).
Вспомним знаменитую реплику Кулигина («Гроза»): «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» или обращение городничего в «Горячем сердце»:  «А я у вас близко, значит, я вам и судья»; «Вот сколько законов! Это у меня только, а сколько ещё в других местах» и сокрушительную речь Аристарха («Горячее сердце»): «Что только за дела у нас в городе!. Ну, уж обыва­тели! Самоеды! Да и те, чай, обходительнее». В этих пьесах А. Н. Островский, подобно водевилистам 1840-х годов, создает развернутый образ провинциальной среды и нравов: дикое, ничем не ограниченное самодурство, невежество – все, что выражено в известных монологах Кулигина и образе Феклуши («Гроза»).
Заметим, что в поздний период творчества меняется представление А. Н. Островского о провинции как таковой – уездный город превращается в губернский, большой, окончательно лишившийся провинциальной патриархальности, рождавшей как самодурство, так и порывы, приводящие к позитивному изменению мир. В пьесах данного периода «Лес», «Бесприданница» отражено разрушение традиционных устоев российской жизни и усиление власти денег над человеком.
Но вот в 1880-е годы А.Н. Островский опять создает три «губернские», но уже «комедии» – «Таланты и поклонники», «Красавец-мужчина», «Без вины виноватые», где вопреки тенденции снова ищет позитивные обстоятельства (одухотворённые порывы героев) для положительного финала.

Провинция как художественное пространство пьес Островского рассмотрено исследователями весьма широко. большой вклад в исследование проблемы  внесли Мильдон  В.И., Холодов Е.Г. , Лебедев Ю.В.Холодов отмечал что, дело не в названии. Город – это не только художественное пространство пьес, но и люди, их мнение, предрассудки и взгляды на жизнь. Исследователь утверждает, что мы бы узнали Калинов «Грозы» и «Горячего сердца», если бы нам удалось попасть в него.. Вот площадь на выезде из города. Налево —городнический дом с крыльцом, направо арестантская, окна с желез­ными решётками; прямо перед нами река и небольшая пристань для лодок, за рекой — сельский вид. 
Современник Островского Добролюбов назвал город, в котором разворачивается действие «Грозы», «темным царством», подчеркнув этими словами, что уродливые общественные отношения в пьесе характеризуют не только мир чиновников и купцов, но и жизнь всей тогдашней России. В этом «темном царстве» все блага жизни захвачены грубыми дармоедами, в нем царят беззаконие, произвол, грубая сила, самодурство.
Журавлева А.И. видит в Калинове город, прозябающий в невежестве и отсталости, хотя в этом чувствуется мотив патриархального устоя.
О «центральности» калиновского мира рассуждает Кошелев. Он находит в провинциальном сознании важность «своего» при отсутствии должного уважения к «чужому».
Отметим, то для описания пространства пьес Островский не случайно выбирает волжский пейзаж. Красота и сила природы противопоставляются темноте и невежеству обывателей Калинова и Бряхимова. Провинциальная природа, Волга являются не только фоном, но и активным действующим лицом.

Провинциальный топос у Островского выступает как характерологическая черта российской глубинки.
При всей оригинальности и самобытности образ каждого города в пьесе разрастается до символа, объединяющего в себе типические черты городов провинциальной России. Особое место в изображении провинции Островским занимают волжские пьесы. Волжский мир был хорошо знаком драматургу с детства. Мы изучили топонимическую основу названий каждого города в волжских пьесах. Нам удалось выявить следующее:
В «волжском» художественном пространстве Островского встречаются как реальные географические наименования, так и вымышленные названия русских городов: губернский Бряхимов и уездный Калинов, имеют, однако, реальные георгафические координаты. Они обретают некое правдоподобие за счёт того, что находятся на побережье известной читателю Волги,  имеют узнаваемые черты верхневолжских городов и в них существуют реальные условия жизни.
 Вымышленный Калинов становится основой хронотопа пьес "Гроза", "Горячее сердце". Город находится на истинно русской реке Волге (о чём свидетельствуют многочисленные ремарки), что подчеркивает его типичность, схожесть со многими русскими городами.   Считается, что сюжет «Грозы» частично заимствован из жизни костромского купечества. Красота волжских просторов, которыми любуется Кулигин, воплощает пейзажи Городни и Ржева. Семантика названия города отображает и его красоту, и типичность, и костный характер. Топонимической основой названия в данном случае оказывается распространённое в России растение (калина). Калинов, как и Черемухин, становится характерным символом России, поскольку и деревья являются поэтическими символами страны в русском фольклоре.  Именование Калинов часто связывают со славянским фольклором, где калина - горькая ягода - такая же горькая, как судьба молодой девушки в "Грозе". Ей (Катерине) не оставили выбора от­жившие свое, но все еще могущественные и жестокие законы города Калинова. Ку­лигин прямо сказал об этом Кабановой: «Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас». Устами Кулигина Островский высказал свое мнение не только о тихом маленьком городке на Волге, но и о провинциальном российском обществе в целом. И смерть Катерины по­казала, насколько прав он оказался, сказав: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
В «Бесприданнице» и «Красавце-мужчине» место действия – город Бряхимов. Так, хотя в «Бесприданнице» действие и происходит в Бряхимове, кольцевая композиция замкнута в открытом пространстве кофейни с площадкой, где все действия персонажей пьесы на виду. Эта «сценичность»и «открытость» делаю события пьесы достоянием всеобщей известности. Пэтому, что немаловажно, в городе большое значение имеет «общественное мнение», о котором мы упоминали ранее. Отметим, что название «Бряхимов» не выдумано Островским:  одноименный город действительно существовал на правом берегу Волги  (о чём свидетельствует заметка в комментариях к пятому тому собрания сочинений). Название отсылает к глубокой истории: нынешний уклад жизни в городе обретает древние корни. Бряхимов – губернский город, который, несмотря на схожесть с другими губернскими городами, имеет свои отличительные особенности: «город пореформенный, город всевластия денег, отражающий российскую действительность периода «общественного мещанства»».
За право считаться прототипами «сборных городов» боролись губернские (Кострома, Ярославль, Нижний Новгород)  и уездные (Рыбинск, Юрьевец, Кинешма) города, так как Бряхимов и Калинов имели узнаваемые черты верхневолжских городов, в которых некогда бывал сам автор: высокий берег с видом на заволжскую сторону, бульвар, набережную с беседкой, общественный сад над Волгой.
Можно сделать вывод, что художественное пространство провинциальных городов в пьесах Островского имеет топонимическую основу и картографически и истографически репрезентует «всю Россию».
Важным пунктом для анализа провинциального топоса стало вычленение знаковых мест провинции в пьесах.
В художественном мире Островского провинция узнаваема по реальным улицам, храмам, рекам, городским объектам. Первое, что мы определили: в пьесах часто упоминаются водные пространства России: “Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом” («Гроза»), «прямо река и небольшая пристань для лодок, за рекой сельский вид» («Горячее сердце»), «в глубине низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч» («Бесприданница»). Выбор именно волжского побережья как основы провинциального мира определён его родиной (Кострома).
В дрянном затхлом уездном городишке, в котором, начальническою милостью, правит безапелляционно какой-нибудь городничий, в котором есть достаточное число храмов Божьих и домы обывателей выстроены прочно, с крепкими воротами, как у раскольников, и более крепкими засовами — в этаком-то городке, каких мы с вами видали много, а проезжали, не видав, ещё более, произошла та трогательная драма, которая нас так поразила”. (Дудышкин о месте действия грозы).
Жизнь волжских городов воспроизведена объемно, с детальными подробностями.  На сцене предстает город, с его улицами, домами, прекрасной природой, горожанами.  В текстах немало содержательных ремарок: «Налево небольшой плетеный сарай для сена, у сарая положена доска на двух обрубках в виде скамьи; на правой стороне два или три пня и срубленное сухое дерево, в глубине сплошь деревья, за ними видна дорога, за дорогой поля и вдали деревня» («Горячее сердце»), «Действие происходит в большом городе Бряхимове на Волге. Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной;, налево — деревья; в глубине - вид на Волгу, на большое пространство: леса, села» («Бесприданница»)
Важным мы посчитали описать нравы города:
Топос уездного города возник в его драматическом творчестве довольно рано — и оказался противопоставлен Москве. Островский рисовал провинциальное пространство как истинно российский мир. Образы из «захолустной жизни» становятся искажёнными моделями столицы и столичного жителя. В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. В “верхнем” социальном этаже оказываются богатые купцы, подлинные “властители” жизни. Фраза «жестокие нравы, сударь» произносится Кулигиным  и становится основным мотивом, который связан с темой города. Оказывается, жизни-то, собственно, здесь и нет. Жизнь проходит за запорами и засовами.
В Бряхимове, как и  в Калинове, тон всему задаёт патриархальный уклад жизни, который не меняется уже много лет. Это типичный приволжский город, живущий по столичным образцам. И жители Бряхимова порождены миром денежного ажиотажа, волчьей борьбы за место под солнцем. Они принимают утвердившиеся в нем правила и предрассудки.
Островский был убежден в единстве культурного содержания русской жизни, именно поэтому у его бряхимовских, калиновских и даже московских персонажей одна и та же вера, одинаковые предрассудки, обчаи, речи и жесты».
В заключении отметим, что анализ пространственной структуры в пьесах Островского, в частности, анализ провинциального топоса, помогает глубже понять смысл его драматургии. Специфика анализируемых пьес помогла осознать культурно-исторический фон пьес, а также эволюцию изображения волжской провинции Островским.  Таким образом, мы пришли к выводу, что при всей оригинальности и самобытности образ каждого из городов разрастается до символа, который объединяет в себе типические черты городов провинциальной России.


12 комментариев:

  1. Опишите в двух словах, чем схожи города Калинов и Бряхимов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вопрос! Если в двух словах, то могу сказать следующее: оба города расположены на Волге; в обоих - можно найти схожесть в описании городского пейзажа: городской сад, улицы и бульвары, церковь.Схожи и жители - купцы, помещики, городские обыватели (в т.ч. мещане),которые, как правило, знакомы между собой. Тесно связаны их обычаи, нравы и традиции. Как уже было сказано в докладе, Калинов и Бряхимов носят в себе типические черты городов провинциальной России.

      Удалить
  2. Маша, спасибо, очень интересно! Островский во время волжской экспедиции вел дневник. Вы не сравнивали описания местностей, данных в дневнике, с изображением местностей в комедиях? И еще один вопрос. Вы пишете, что топос уездного города противопоставлен Москве. В чем именно?

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо! Почему-то у Вас в докладе в общем перечислении идут исторические хроники ("Козьма Захарьич Минин" и др.) и бытовые драмы Островского. Есть ли отличия в изображении провинции в пьесах разных жанров?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр Юрьевич, спасибо за вопрос и тему для размышлений. На данном этапе мы не проводили разграничение пьес по жанрам, но в дальнейшей работе, безусловно, учтем жанровую классификацию.

      Удалить
  4. Светлана Анатольевна, спасибо за интерес к моему исследованию! Безусловно, мы обращались к материалам волжской экспедиции. На основе сопоставления описания провинциальных городов Островским в "Путешествии по Волге от истоков до Нижнего Новгорода" и изображении местности в пьесах, мы обнаружили взаимосвязь: впечатления от путешествия, этнографические и краеведческие особенности Поволжья отражены в его творчестве (яркие примеры - "Гроза", "Воевода"). Если вначале творческого пути провинция была идеализирована О. по сравнению с Москвой: драматург видел в патриархальном укладе ценность жизни (влияниевславянофильских веяний), то позднее провинция в пьесах О. изображена, как правило, статичным, замкнутым пространством. Это города с необычайной природной красотой, но с глубокими патриархальными нравами, доходящими до дикости. Столица же воспринимается многими городскими обывателями как нечто чуждое, европейское, динамичное, меняющееся.
    В курсовой работе, несомненно, мы углубим изучение волжского дневника.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Мария! Скажите, как Вы думаете, почему Островского заинтересовала именно провинция? Чем вызван интерес драматурга к Поволжью?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валерия, за вопрос! Отметим, что волжский мир у Островского - это, прежде всего, мир провинциальный, который хорошо был знаком драматургу с детства. Несомненно, интерес обусловлен расположением малой родины О.(Кострома). В семейном имении в Щелыково (костромское село) О. писал: "Я начинаю чувствовать деревню".
      Ещё одним не менее важным фактором явилось участие в экспедиции по волжским городам. Экспедиция предопределила тесные связи писателя с волжским миром, глубину его проникновения в народную жизнь.

      Удалить
  6. Маша, спасибо за доклад! Вы говорите о противопоставлении провинции Москве и Петербургу в пьесах Островского... Можно ли считать это оппозиционными отношениями по принципу+ и -. Т.е. в провинции самодурство, косность и т.д. А в столицах у Островского что? Высокие душевные порывы, движение, настоящая осмысленная жизнь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Святославовна, спасибо за вопрос! У Островского мало отражена топонимика Петербурга. Для драматурга - это город карьеры, больших денег, равный Парижу по возможностям "веселой жизни". О Петербурге говорят, туда отправляются люди богатые, мечтающие о карьере (Муров "Таланты и поклонники", Кнуров "Бесприданница").
       Нельзя сказать, что Островский ставит четкую оппозицию Москва-провинция (исключение - "москвитянинский" период творчества). А вот в сознании героев пьес можно найти это противопостовление (В Москве вечером начинаются гуляния и игрища, в то время как в провинциальном Калинове все уже на запоре: жители не хотят выносить сор из избы, показывать свои семейные проблемы и склоки;  речь Феклуши о «суете», царящей в Москве, и об «огненном змие», которого «стали запрягать», и о времени, которое «стало в умалении приходить» («Гроза»)) .
      На настоящем этапе исследования оппозицию по принципу +/- в сопоставлении провинции-столицы в пьесах Островского мы не нашли.Непременно, обратим на это внимание.

      Удалить
  7. Мария, доклад очень познавательный! Вы рассматриваете провинциальный топос в пьесах А. Н. Островского. А как Вы считаете, имеют ли место быть различного рода культурно-этнографические описания при детальном изучении Вашей темы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ангелина, спасибо за вопрос и отзыв! В рамках доклада мы не углублялись в культурно-этнографические особенности. Разумеется, при детальном изучении мы рассмотрим этот аспект.

      Удалить

Секция “История русской литературы”

Председатель – Комарова Алина Научный руководитель – к.филол.н., доц. О.С. Карандашова 1.Алимбаева К. (3 к.) Мир детства в ру...