Тема детства является
одной из ключевых в художественной литературе. Мир детства — это процесс
познания ребенком мира, взаимодействия с людьми и общение с ними. В детстве
происходит формирование личностных качеств человека.
В начале XIX века, период эпохи романтизма в
России, происходят значительные изменения в восприятии человека по сравнению с
предыдущими этапами развития общества. Человек рассматривается как
многогранная, уникальная личность. Человек не только
способен к осмыслению того, что происходит в окружающем мире, он также
чувствует, переживает и действует. Это повлияло на развитие детской литературы
и восприятии самого ребенка. Как отмечает в своей статье
О. С. Карандашова, «самое важное, что произошло в это время, это
изменился взгляд на ребенка»[1]. «Если в XVIII веке, в эпоху классицизма, детство
воспринималось как болезнь, а ребенок соответственно как недовзрослый,
недочеловек, поэтому задача взрослых – помочь ему быстрее «поправиться»,
«переболеть» детством, т. е. повзрослеть. То в начале XIX века «маятник» общественного
сознания как бы качнулся в другую, прямо противоположную сторону. Ребенок стал
восприниматься как идеал человека»[2]. Ребенок представляется
как символ чистоты и невинности. Взрослые, утрачивая свою детскость, упускают
важные детали жизни.
В сказке В. Ф. Одоевского
«Игоша» показан мир с точки зрения ребенка и взрослого. Маленький герой
замечает предметы реального пространства, и они же существуют в мире его грёз.
Ребенок очень подробно описывает проказы Игоши, что придает повествованию
достоверность («И Игоша стал повертываться со стороны на сторону и опять к
столу, на котором нянюшка поставила свой заветный чайник, очки, чашку без ручки
и два кусочка сахара — и опять за салфетку, и опять ну тянуть»; «Игоша с
ботинкой на голове запрыгал у меня по комнате»). Точка зрения на мир взрослого
человека выражена в объективной реальности, проявляется невозможность
присутствия фантастики («…полно про Игошу-то толковать, становись-ка в угол»;
«… что ты вздор мелешь, негодяй…»; «… Какой Игоша,сударь?... еще изволишь
выдумывать»). Детский и взрослый взгляды принципиально отличаются друг от
друга. Романтики первыми в русской литературе показали, что ребёнок видит мир
иначе, чем взрослый. Ф. М. Достоевский вслед за романтиками говорил о
том, что «мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим
чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим
соприкосновением с ними».
До романтизма (XVIII век) в детской литературе ребенок не
свободен, само понятие «детство» воспринималось как процесс, который надо
поскорее преодолеть, чтобы стать взрослым. Постепенно детство начинает
осмысляться как полноценный период жизни с ее характерными особенностями, своим
особенным миром. Большое внимание литература уделяет раскрытию внутреннего мира
ребенка, его переживаний и личностных качеств. Так, например, в сказке «Черная
курица, или Подземные жители» А. Погорельского мальчик Алеша переживает за свою
любимую курочку Чернушку, боится, что ее убьют («Вдруг сердце у Алеши еще
сильнее забилось…»; «…он, громко всхлипывая, побежал к кухарке…»). Мир детства
наивен, чист и не испорчен, ребенок видит красоту жизни даже в маленькой
курочке. Чернушка благодарит его за спасение, показав свой сказочный мир.
Описание эпизодов сопровождается яркими красками и подробностями,
соответствующими детскому восприятию и фантазии («он с любопытством всё
рассматривал»; «…Алеша увидел
двадцать маленьких рыцарей, в золотых латах, с пунцовыми на шлемах перьями…»;
«…светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом…»). Получив в
подарок от короля конопляное зернышко, Алеша со временем позволил открыться в
себя таким качествам как самолюбие, гордость, непослушание, и за это получает
наказание. Алеша осознал свою ошибку и раскаялся в своем поведении. Алеша
понял, что в жизни нужно быть честным и добрым человеком («Алеша же сам
стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и
прилежным»). Сказка освещает проблему нравственности не только детей, она
служит напоминаем о лучших и светлых сторонах взрослого человека.
Открыв для себя особый
поэтический мир детства, писатели начинают создавать книги для детей. Детская
литература становится популярной благодаря фольклору, и жанр литературной
сказки активно входит в русскую детскую литературу. Литературная сказка,
безусловно, отличается от сказки народной. Она не ограничивается определенным
шаблоном, ей присущ индивидуальный стиль, в котором автор может изобразить
действительность. Таким образом, литературная сказка содержит в своей основе
элементы вымышленного, фантастического мира и отображает действительность мира
реального. Так, в сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» присутствует
стиль народного повествования («Сама беду сделала, сама и поправляй; сама
ведёрко утопила, сама и доставай»; «жить и служить - разница, да и работа
работе рознь»). Благодаря говорящим именам героинь (Ленивица и Рукодельница),
показаны их личностные качества и поведение («…Рукодельница была умная девочка:
рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело
принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела...»; «…Ленивица меж тем в
постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась…»).
В этот период детская
литература переходит к психологическому освоению мира детства. Наивность и
восприимчивость ребенка помогают в полной мере открыться его воображению.
Именно через сказку раскрываются важные жизненные ценности и поступки простым
языком. Мир детства и его познание можно построить по схеме «Вопрос — Ответ».
Через рассуждения и объяснения ребенок познает принципы общественного
устройства. Сказка того же В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» строится
на диалоге мальчика Миши с его отцом и волшебными жителями табакерки.
Отправившись в путешествие по волшебному миру, Миша знакомится с механизмами,
благодаря которым работает табакерка. Каждый механизм объясняет свою цель и
назначение в устройстве: «— Ан вот и неправда, — отвечал провожатый, —
колокольчики не одинаковые. Если бы мы все были одинаковые, то и звенели бы мы
все в один голос, один, как другой». В попытках разобраться в работе механизмов
Миша понимает, что одно невозможно без другого, все в мире взаимосвязано.
Царевна объясняет мальчику, что только благодаря труду возможна гармония в мире
волшебном и мире реальном. Сказка содержит в себе научное познание и
показывает, как интересна и проста наука взглядом ребенка.
Литературная сказка,
впитавшая в себя элементы народной сказки и воплотившая в себе тенденции
романтизма, способствовала развитию детской русской литературы и новому
представлению о мире ребенка. Детство становится периодом открытий и особого
взгляда на мир, а ребенок — идеальным человеком, чье удивительное восприятие
мира может помочь взрослому увидеть красоту.
Сказки А. Погорельского и
В. Ф. Одоевского по-разному трактуют мир детства в своих произведениях.
Фантастическое в сказках Погорельского как бы проникает в реальный мир,
сосуществует вместе с персонажами. А волшебный мир героев Одоевского возникает
в состоянии сна или фантастические персонажи существуют в мире его грёз. Сказки
помогают раскрыть важные проблемы человечества, актуальные во все времена. Мир
детства строится на оригинальности и «странности» понимания действительности. А
для романтизма эти черты являются основополагающими.
[1] Карандашова О.С. О влиянии романтизма на русскую детскую литературу // Вестник ТвГУ.
Серия Филология,
№3 (62), 2019. С.27.
[2] Там же.
Добрый день! Как Вы считаете, какие изменения произошли в концепции детства и отношения к ребенку от описанного Вами периода до настоящего времени? Есть ли в современной детской литературы черты романтизма? Какую роль они выполняют?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! В XIX - XXI века детская литература претерпевает кардинальные изменения. В концепции детства происходит еще большее углубление в характер ребенка, усложняются и обогащаются грани его восприятия на мир. Несомненно, современная детская литература сохраняет в себе черты романтизма. Мир детства содержит в своей основе элементы фантастического мира, который соприкасается с миром реальным. Через мир ребенка взрослый вспоминает об утраченной "детскости", которая является одной из главных черт романтизма. Современная детская литература направлена на просвещение, развитие нравственных чувств, духовных ценностей, так как в современном обществе эта проблема актуальна.
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьКристина, спасибо! 1. На какие произведения детской литературы XVIII века Вы опирались, делая выводы? 2. Если в романтизме изменился взгляд на ребенка, то что изменилось в воспитательной, дидактической функции детской литературы? или изменений не было?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопросы! Сказки Екатерины II ярко отражают в детской литературе отношения к ребенку и его миру. "Сказка о царевиче Хлоре", "Сказка о царевиче Февее" отображает замкнутый, идеализированный мир детства, где ребенок должен соблюдать меру и границы.
УдалитьЕсли мы говорим об эпохе классицизма, то воспитательная функция представлена в соблюдении умеренности, совершенствовании. Воспитательная функция в детской литературе эпохи романтизма направлена на расширение границ, глубокое познание мира, природы, самого человека. Через волшебный мир и грезы ребенок познает реальные ценности жизни, обогащает ее новыми знаниями.
Спасибо!
УдалитьСпасибо, Кристина! Скажите, как изображался мир детства в 18 веке?
ОтветитьУдалитьЕлизавета, спасибо за вопрос! Детская литература XVIII века претерпевает изменения, связанные с деятельностью Петра I. Эти изменения приводят к поискам способов обучения грамоте, открываются специализированные учебные заведения. В этот период меняется содержание книг, появляются произведения новых жанров и на формирование детской литературы повлияли Г. Бужинский, Ф. Прокопович, Екатерина II, Н. Новиков и т. д.
УдалитьМир детства и сам ребенок в литературе XVIII века воспринимается как "недовзрослый", ребенок находится в границах, которые указывает автор в своем произведении. В детстве ребенок стремится к идеалу, его чувства и желания ограничены. Сложности, с которыми ребенок сталкивается на своем жизненном пути, не выставляются авторами на первый план, гораздо важнее увидеть становление ребенка на правильный жизненный путь. Волшебный мир и его персонажи помогают обрести ребенку добродетель.
Спасибо, Кристина! Скажите, а когда зародилась русская детская литература, и какие цели она ставила перед собой?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Возникновение детской русской литературы приходится на XV-XVI века. Цель первых книг - учебно просветительская. Чтобы заинтересовать детей чтением, стали перерабатывать бытовые повести, романы, приключенческие произведения. Считается, что первая рукописная книга для детей была создана Д. Герасимовым "Донатус". Также была создана "Азбука" И. Федорова, направленная на "младенческое научение". Дальнейшее развитие детской литературы (XVII век) шло от учебно-просветительской литераты к литературе художественной и научно-просветительской. В этом направлении важную роль сыграли Симеон Полоцкий и Карион Истомин.
УдалитьСпасибо за доклад! А каковы, с Вашей точки зрения, возрастные границы романтического мира детства? Детство в литературе романтизма - это какой возраст?
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный вопрос! Ребенок в романтической русской литературе символизирует невинность, чувственность, которой не хватает взрослому человеку. В романтизме взрослый человек - это испорченный ребенок, который потерял детскость и ценности. Именно через ребенка взрослый вспоминает об этих истинах. В XIX веке большинству писателей обнаруживают, что у ребенка есть свое, тонкое осмысление мира, своя психология. На мой взгляд, мир детства начинается с рождения и заканчивается в десятилетнем-одиннадцатилетнем возрасте, когда ребенок постепенно начинает утрачивать тот "первооткрывательский" вид на жизнь. Так, например, в сказке "Черная курица, или Подземные жители" А. Погорельского указан возраст мальчика ("...мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет...")
УдалитьСпасибо за доклад! Чем отличается сказки А. Погорельского и В. Ф. Одоевского ?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Главным отличием сказок А. Погорельского и В. Ф. Одоевского является изображение и представление ребенком мира волшебного и мира реального. Одоевский погружает своего героя в фантастическое через сон или грёзы, а А. Погорельский вводит маленького персонажа в фантастический мир, где волшебство и реальность соприкасаются.
УдалитьТакже в сказках В. Ф. Одоевского присутствует научная тематика, которая изложена для юного читателя простым и понятным языком.
Кристина, спасибо за доклад! Скажите, пожалуйста, Вы выделяли какие-то этапы становления романтической детской литературы в России?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос. Нет, в своей работе мы не выделяли этапы становления романтической детской литературы в России, но это хорошая идея для разработки в последующих работах. Спасибо!
Удалить