понедельник, 13 апреля 2020 г.

Ручкина К. (4 к.). К предыстории «диалектики души»: «История вчерашнего дня» и «Детство»


Лаборатория литературного творчества Льва Николаевича Толстого - не только его ранние дневники. Такой же характер носил и первый пробный литературный опыт - «История вчерашнего дня».
Всем известно, что Лев Николаевич вёл Дневники, из которых мы можем узнать о намерении писателя создать произведение под названием «История моего детства». Позднее он перенесет свой замысел в роман «Четыре эпохи развития», который реализует в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
Однако прежде Толстой начал другое произведение, которое и считают переходным от дневников к художественному творчеству – «История вчерашнего дня». В данном рассказе Толстой хотел подробно описать один день из своей жизни (25 марта 1851 года). В действительности был же описан только канун этого дня, 24 марта, день, который Толстой провёл у родственников: княгини Луизы Ивановны Волконской и ее мужа, а также возвращение автора домой и засыпание.
Мы не можем отнести данный отрывок ни к обычным дневниковым записям, ни к полноценным художественным произведениям, так как здесь будто и нет определённого художественного замысла. Возникает сложность и при анализе. Данный опыт представляет собой психологическое исследование; не зря нам даётся и сон, как желание погрузиться в себя, в нём содержится автобиографический материал. Я думаю, можно сказать, что «История вчерашнего дня» - это опыт раскрытия внутренней жизни героя при умалении роли внешних событий.
В отрывке «История вчерашнего дня» немало открытий, которые отражают психологический и в то же время художественный характер повествования. В общем и целом позиция рассказчика характерна  для Толстого — позиция открывателя. Лев Николаевич рассказывает читателю о нем самом то, что тот хорошо знает, но о чем прежде не думал, и читатель принимает это как важное для себя откровение.
Почему же Лев Николаевич не дописал «историю вчерашнего дня»? А может, это было и не нужно? Однако для нас важен этот опыт в качестве открытия Толстого как писателя, в качестве возможности проследить творческий путь от начала и до конца, выявить эволюцию писателя.
В 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Лев Николаевич Толстой решился реализовать свой замысел написания «Истории моего детства». На Кавказе Толстой пишет повесть «Детство» - первую часть трилогии, которая должна была показать все этапы становления личности героя повести, а также становление Льва Николаевича как писателя.
Диалектика души Толстого заключается в постоянном стремлении к совершенству, во внутренней борьбе, противоречиях. Подтверждение этому мы можем найти уже в первом абзаце «Истории вчерашнего дня». Толстой пишет, что даже в один простой день, проходит множество мыслей и впечатлений, которые он хотел бы поведать читателю. «Ежели бы можно было рассказать их так, чтобы сам бы легко читал себя и другие могли читать меня, как и я сам, вышла бы очень поучительная и занимательная книга, и такая, что недостало бы чернил на свете написать ее и типографщиков напечатать». Уже в этом отрывке мы можем запечатлеть стремление и желание Л.Н. Толстого к выражению душевного состояния.
Чем же так интересен и необычен характер «Истории вчерашнего дня»? Автор с первых строк задает обыденный, простой тон, разговаривает, кажется, наедине с самим собой, описывает события дабы просто запечатлеть их в памяти. А также он хочет заглянуть в самого себя, оценить себя со стороны, увидеть глазами окружающих. И все-таки есть черты в рассказе, которые не позволяют нам относить его исключительно к дневниковым записям. Во втором абзаце Толстой описывает начало своего дня так, как свойственно дневниковым заметкам. Но вот в третьем абзаце писатель извиняется: «Здесь прошу извинить, что я скажу, что было третьего дня;», — и возникает справедливый вопрос: «Перед кем же извиняется автор?» С этих строк и начинается явный переход от дневниковых записей к литературному творчеству.
Внимание молодого Толстого к ограниченному отрезку времени, к человеческой жизни оказалось разумеющимся следствием мироощущения писателя и подтверждало важные характерные черты, особенности творческого метода. Итак, «История вчерашнего дня» является переходом от дневниковых записей к литературному творчеству. Однако мы можем заметить сходство и с произведением «Детство», заключающееся в откровении автора с его читателем и также носящим черты дневниковых записей. Создается атмосфера полного доверия между писателем и читателем. Ведь, излагая свои мысли в произведении Толстой не утаивает никаких деталей, а наоборот же придается глубокому самоанализу, без прикрас. Автор хочет расположить к себе читателя и заставить поверить по настоящему его истории. Он как будто ведет повествование только для одного человека. Лев Николаевич откровенными рассуждениями, передачей своих эмоций, чувств создает достоверную картину, которую каждый принимает за чистую монету. В этом заключается дневниковый характер его произведений – как «Истории одного дня», так и «Детства». Толстой пишет как бы для себя, будто находится наедине с собой. Он достаточно пространно уходит в размышления над своими поступками, действиями.
Однако в «Истории вчерашнего дня» внешние события как бы служат только пищей для размышления, углубления в рассуждения. То есть события играют не столь важную роль, здесь нам больше важен внутренний мир и мысли. Мы строим логические выводы не из окружающей героя действительности, а исходя из собственных его умосозерцаний. То есть внешние события являются лишь поводом для раскрытия души героя, это лишь пища для размышлений. Цепляясь за события, мы видим процесс формирования и реализации мысли. С первых строк, автор дает нам факт и тут де пускается его объяснять и распространять, так что и сам факт становится для нас незначительным. «Пишу я историю вчерашнего дня…» - пишет Толстой. Он дал нам тот самый факт, а теперь смело пускается в рассуждения. Ведь для него важна гораздо больше первопричина, по которой он все же решился написать. 
Во всех своих произведениях Лев Николаевич Толстой пытается докопаться до сути. Он настолько ясно и пространно описывает все события, что любой читатель может понять отчего оно происходит и что является его первоисточником. И как не однозначны мысли рассказчика в «Истории вчерашнего дня» так и не однозначен Николенька Иртеньев в повести «Детство». 
Повесть «Детство» является первым полноценным произведение писателя. Она во многом схожа с первым пробным рассказом. Однако существуют и значительные различия. В повести «Детство» в отличие от «Истории вчерашнего дня» важную роль играют как события, так и внутренние переживания героя-рассказчика для создания смыслообразующей картины. Различного рода происшествия играют, несомненно, важную роль для возможности проследить становление личности персонажа.
Для примера можно рассмотреть событие, описанное в главе «Наталья Савишна». Наш герой, негодуя от досады, рассуждает, как обидела его Наталья Савишна, корит ее, обижается и даже думает «как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление». Однако как Николеньке Иртеньеву становится стыдно, когда Наталья Савишна извиняется и преподносит подарок своему барину. 
Одно событие дает такую большую пищу для размышлений нашему герою, а мы можем проследить его эволюцию. А также увидеть первопричину обиды и ее исчезновение. 
Первая редакция «Детства» является, можно сказать, неким черновиком, больше похожим на дневниковые записи, но скомпанованные в произведение. Это дает нам возможность судить, оценить творческие приемы, используемые Толстым в самом начале его творческой деятельности.
Более чем через пятьдесят лет после напечатания «Детства» Толстой, приступив к работе над своими воспоминаниями, перечитал свою повесть и счел нужным заявить, что в «Детстве» он «был далеко не самостоятелен в формах выражения, а находился под влиянием сильно подействовавших» на него тогда двух писателей: Стерна («Сентиментальное путешествие») и Тёпфера («Библиотека моего дяди»).
Бесспорно, в первой редакции «Детства» мы находим первые отличительные черты, особенности художественного творчества Толстого, которые были свойственны ему на протяжении всего творческого пути.
Это прежде всего, глубокий психологический анализ, — раскрытие «диалектики души», в котором впоследствии Толстой проявил себя непревзойденным мастером.
Психологизм в первой редакции «Детства» представлен самое главное в самоанализе нашего героя-рассказчика. Самоанализ же показан в конкретном раскрытии сложности и противоречивости переживаний в абсолютно разных случаях жизни. Рассказчик без утайки от читателя пытается выявить в себе различные чувства, наряду с благородством и непорочностью, он описывает низость, трусость. Автор не стесняется вытащить наружу, показать читателю всю свою душу. От этого создается впечатление некого таинства, секрета между читателем и писателем.
Толстой, по свойственной ему привычке, старается как можно более глубоко описать мысли, переживания своего героя, при этом совсем их не идеализируя.
Возможно, Лев Николаевич начинал писать свою повесть, не придавая этому занятию большого значения, а оценивал его только как занимательное время препровождения, продолжение написания дневников. Однако потихоньку работа над созданием повести заинтересовывала начинающего писателя больше и больше, а позднее и вовсе стала самым значимым творением в его жизни. Как во всем, чем занимался и увлекался Толстой в течение своей долгой жизни, так и в этой работе он: испытывал иногда чувства усталости, недовольства, разочарования, но эти остановки в работе бывали непродолжительны и сменялись новым творческим подъемом. Еще не отдавая самому себе ясного отчета, Толстой упорно шел по новой дороге. Он не сознавал еще тогда с такой ясностью, как сознал впоследствии, что художественное творчество есть непреодолимая потребность его натуры, есть та деятельность, которая в то время наиболее соответствовала его природным дарованиям.

7 комментариев:

  1. КАрина, сама постановка проблемы вашего сообщения очень интересна и привлекает внимание. Замечательно и то,что вы обратились к малоизученному толстовскому тексту.В связи с этим, у меня возникла мысль,может незаконченность текста сознательная,такой своеобразный "открытый" финал? История одного дня закончена ,но завтра наступит новый день....?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо за вопрос! Вы правы. Безусловно, незаконченность текста сознательная. Я думаю, это сделано для того, чтобы показать взаимосвязь времени, пространства и жизни человека. "Вчерашний день" является некой точкой отсчета, потому что писатель-то рассказывает нам по большей части о "дне накануне вчерашнего", то есть делает отсылку к прошлому. Свою "вещь", как называл Толстой рассказ, он не заканчивает, в этом выражается связь с будущим. 
      То есть, да, вы правильно сказали, один день закончится, но завтра наступит новый.

      Удалить
  2. Вы говорите: "В отрывке «История вчерашнего дня» немало открытий, которые отражают психологический и в то же время художественный характер повествования". Скажите, какие в итоге открытия Л.Н. Толстого отражают психологический характер повествования?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Толстой использует принципиально новую форму психологического анализа. В "Истории вчерашнего дня" события играют небольшую роль. Гораздо важнее мировосприятие главного героя, его душевное состояние. Толстому интересна динамика мыслей и чувств, из чего они рождаются, как взаимодействуют. Именно поэтому в "Истории вчерашнего дня" он описывает "день накануне вчерашнего". Ведь без вчерашнего дня, не было бы сегодняшнего.

      Удалить
  3. Можем ли мы назвать какие-то аналоги "Истории вчерашнего дня", помимо Стерна и Тёпфера?

    ОтветитьУдалить
  4. Думаю, если бы Толстой дописал "Историю вчерашнего дня", у него бы могло получиться произведение похожее на "Улисса" Джеймса Джойса.

    ОтветитьУдалить

Секция “История русской литературы”

Председатель – Комарова Алина Научный руководитель – к.филол.н., доц. О.С. Карандашова 1.Алимбаева К. (3 к.) Мир детства в ру...