Одним из устойчивых сквозных мотивов русской литературы в XIX
веке является тема карт и карточной игры. Многие авторы обращались к данной
теме, исследователи интересовались ей и анализировали произведения писателей,
таких как, например, повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»,
М. Ю. Лермонтова «Штосс». Однако находятся произведения, которые
остаются на периферии интереса ученых. К ним можно отнести и прозу
Н. Д. Ахшарумова. В данной работе мы обратимся к двум его повестям, а
именно к «Игроку» и «Двойнику».
Казалось бы, в повести «Игрок» речь идет о шахматисте, да и
описывается на протяжении всего повествования шахматная игра со всеми ее
особенностями, однако есть несколько эпизодов, в которых упоминается и
карточная игра. Так, в самом начале произведения говорится о том, что главный
герой «обиделся бы», если бы услышал в свою сторону слово «игрок», ибо
ассоциация данного наименования предполагает «картежник», чье занятие, в
понимании Генриха Миллера, является «пустою забавою»[1]. Низменность карточной
игры подтверждается в эпизоде, когда карты противопоставляют шахматам и
описывают их как «мелкую, праздную и низкую забаву»[2].
Довольно-таки значим эпизод «оживления» карт, которых можно
сопоставить с «ожившими» шахматами. Они противопоставлены друг другу: для
шахмат характерно благородство, возвышенность, великодушие, карты же
представлены глупцами и интриганами, для которых цель всегда оправдывает
средства. Для подтверждения данной мысли приведем эпизод соблазнения трефовым
тузом пешки. Очаровав пешку и узнав пароль для проникновения в шахматный замок,
туз убивает часовых, но не из-за какой-то значимой цели, а лишь для того, чтобы
отомстить за проигранный накануне спор.
Во время этого спора говорилось о том, какой принцип игры лучше:
строгое обдумывание и расчет каждого шага в шахматной игре или слепая,
предопределенная судьбой карточная игра. Миллер, выражая и еще раз подтверждая
мнение о недостойности карт, произносит: «… Дело идет <…> о действительной,
настоящей битве между двумя живыми лицами. Я утверждаю, что в азартной игре
этой битвы нет и не может быть, а что азартная игра не более, как гражданская
тяжба об известной сумме денег, которую каждый из двух игроков желает присвоить
себе законным образом из чужого кармана, тяжба, которую судьба, в качестве третьего
лица и посредника, решает по жребию и отдает деньги тому или другому из них, не
допуская их до борьбы»[3]. И далее: «Спокойная в точке
опоры, сдержанная и вполне обладающая собою энергия — вот истинный характер
силы, вступающей в борьбу со своим противодействием. Ей некогда трепетать,
некогда думать о том, чем может окончиться бой и томиться в мучительном
ожидании. Она вся живет в действии и ни одной минуты не имеет лишней, чтоб уделить
ее страданию. Но там, где решение вопроса, близко до нас касающегося, не
зависит от наших усилий, там, где мы свертываем свои паруса и бросаем свой
руль, оставляя развязку на произвол судьбы, там, без сомнения, мы играем не более,
как чисто страдательную роль, и не можем гордиться победою, потому что не мы ее
одержали, хотя, может быть, мы и воспользуемся ее плодами»[4].
Обратимся к повести «Двойник», в которой карточная игра
упоминается всего несколько раз.
Первый случай: Алексей Петрович, главный герой произведения, посещает
дом Лугиных: «Вчера был у Лугиных и говорил очень долго с Софьей Васильевной.
Девица, сидевшая возле нее, встала и пошла в другую комнату, где играли в
petits jeux»[5].
(Petits jeux — «игра» в пер.с франц.). Второй
случай: герой описывает собственный дом: «Иногда и у нас собираются знакомые —
играют в карты, танцуют, пьют чай, ужинают, и, вообще, проводят время очень
весело. Я, в таком случае, почти всегда сажусь за преферанс: танцы как-то
надоели»[6].
Стоит отметить, что Алексей Петрович изначально презирает
карточную игру, считает ее лишь способом убить время, что подтверждается его
фразой: «Отжившие старички! Им верно давно не случалось видеть, как
бродит молодая, кипучая кровь в мозгу здоровом, не иссушенном над картами»[7],
т.е. карты для него были чем-то нездоровым, тем, что воздействует негативно на
мозг, деформирует его. Однако после женитьбы он сам становится игроком, который,
как мы видели, не прочь сыграть в преферанс.
Таким образом получается, что роль карточной игры в данной повести
состоит, во-первых, в том, что она делит персонажей на бездуховных (Лунгины,
Алексей Петрович) и нравственно чистых (Вера и Двойник); а во-вторых, в том,
что она показывает эволюцию характера главного героя в худшую сторону,
символизирует его отказ от лучшего в себе.
Таким образом, в прозе Н. Д. Ахшарумова карточная игра
рассматривается как низкая, недостойная, нездоровая забава, которая может быть
лишь способом убиения времени. Сам же мотив служит маркером «мертвого»
пространства, является символом деградации духовного в человеке, а также
обозначением глупости, коварства и лжи.
[1] Ахшарумов Н. Д. Двойник /
Н. Д. Ахшарумов. – Санкт-Петербург : Издание
М. К. Ремезовой, 1895. – (Ежемесячное приложение к журналу
«Север» за январь) С. 85.
[2] Там же. С. 184.
[5] Там же. С. 7.
[6] Там же. С. 63.
Елена, тема карт не нова,к ней обращались многие исследователи, но замечательно то,что вы анализируете тексты,которые не знакомы массе читателей. Это открывает большие возможности. Меня заинтересовала повесть "Игрок", в которой автор отмечает близость карточной игры и шахмат,не встречали вы в процессе работы подобные сближения или сопоставления?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! В процессе своего исследования я более не встречала произведения, в которых карточные игры сопоставлялись бы с шахматами, но не исключаю, что они все же есть.
УдалитьСпасибо за доклад! Принято считать, что в русской литературе выделяют коммерческие и азартные игры в карты. Как Вы думаете, к какому из этих видов наиболее часто обращались русские писатели? С чем это может быть связано?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос! Мне кажется, что чаще обращались к азартным играм, ибо с таким типом карточной игры связан азарт, случай, везение, и на данных факторах можно построить достаточно большое количество сюжетов, конфликтов, развязок. Но, несомненно, и коммерческие игры у писателей тоже вызывали интерес.
ОтветитьУдалить