Аннотация:
Статья
посвящена анализу создания образа шахматной игры в романе В.В. Набокова «Защита
Лужина».
Ключевые
слова: шахматы, образ, игра, роман, В.В. Набоков, метафора,
олицетворение, эпитет, сравнение.
Шахматная символика,
значение фигур, разыгрываемые партии содержат неисчерпаемый потенциал для самых
разных интерпретаций в различных видах искусства, и особенно в литературе.
Обращение писателей различных эпох к шахматной тематике свидетельствует о
бесконечных вариациях сочетания художественного слова и реалий этой древней
игры [1, с. 165]. Игра в шахматы зачастую рассматривается как метафора самой
жизни. В.В. Набоков видит в шахматах
метафору искусства; они становятся для автора приемом, позволяющим
структурировать не только части некоторых из его романов, а иногда и сами
романы.
В романе «Защита Лужина»
В.В. Набоков демонстрирует читателям наиболее сложное взаимоотношение главного
героя с шахматным миром. Герою произведения совершенно чужд и неинтересен
реальный мир. Смерть матери и отца он воспринимает лишь как отметины на
временной шкале жизни, от которой стремится укрыться в мире шахмат. Постепенно
игра на черно-белом поле захватывает его полностью. «…Шахматы были безжалостны,
они держали и втягивали его. В этом был ужас, но в этом была и единственная
гармония, ибо что есть в мире, кроме шахмат? Туман, неизвестность, небытие…» [2].
Игра овладевает внутренним миром Лужина, господствует в нем, становится мерилом
ценностей реальной жизни и, наконец, причиной его сумасшествия и гибели [1, с.
166].
«Защита Лужина» В. Набокова представляет собой
роман о бегстве от жизни в игру, фантазию, творчество. Данный роман стал первым
произведением для автора, смыслом которого является игра в чистом виде, как
практическая шахматная и философско-эстетическая идея, выражающая
абсолютно-глобальное игровое состояние мира, полностью подчиняющее себе
человека и обнажающее его внутреннюю позицию отрицания объективной реальности
окружающего мира и происходящего в нем.
В романе бытие игры
осуществляется не только в сознании и поведении главного героя. Игра вовлекает
Лужина в свою сферу, заставляет познать игру как господствующую, превосходящую
его действительность. Главный герой наделен глубоким самосознанием и неустанно
стремится к самоутверждению, в то же время в нем открывается некое знание –
просветленность истинного смысла игры и своей роли в ней. Игра предстает перед
Лужиным как воплощение борьбы высших сил, в которой он вынужден принять
участие, и из которой ему никогда не вырваться [3, с. 79].
Структура игры,
заложенная в основании произведения, ориентирована, прежде всего, на читателя.
Принимающий условия игры читатель наблюдает за постепенно открывающимися пластами
шахматной комбинации, уравнивается в правах с автором, а также переживает
освобождение от реальности и познает художественное пространство романа. Создавая
роман об игре, В.В. Набоков в таком же игровом смысле трактует идею своего
произведения в предисловии к английскому переводу романа, где
подчеркивает сходство повествования «с искусной игрой» [4, с. 43]. Автору было
нелегко сочинить историю, но работая над созданием произведения, он испытывал
большое наслаждение.
Образ шахматной игры,
пронизывающий все повествование романа «Защита Лужина», является
самостоятельным персонажем, который взаимодействует с главным героем на
протяжении всей его жизни. Наиболее распространенным средством создания образа
шахматной игры в романе выступают метафоры, которые в большинстве случаев имеют
концептуальный характер, воплощая представление о шахматах как роковом,
гибельном, истощающем человеческую личность творчестве [5, с. 51]. В начале
произведения читатель видит Лужина еще ребенком, поэтому и шахматы предстают в
качестве обольстительной игрушки. По мере развития сюжета появляются шахматные
величины, шахматные силы, шахматная вселенная: «И, отделавшись от этих двух
внезапно одеревеневших шахматных величин, игроки как будто успокоились, забыли
мгновенную вспышку…» [2]; «Он находил в этом глубокое наслаждение: не нужно
было иметь дела со зримыми, слышимыми, осязаемыми фигурами, которые своей
вычурной резьбой, деревянной своей вещественностью, всегда мешали ему, всегда
ему казались грубой, земной оболочной прелестных, незримых шахматных сил» [2];
«Но и Турати ничего не мог дальше сделать и, выигрывая время, – ибо время в
шахматной вселенной беспощадно, – оба противника несколько раз повторили одни и
те же два хода, угроза и защита…» [2]. Посредством использования метафор в
тексте В.В. Набоков усилил наглядность изображаемого события, создал чувство
неповторимости и уникальности описываемых явлений и ситуаций, показал отношение
главных героев к происходящему. Метафоры позволили автору передать всю глубину
и характер мышления Лужина, его переживания и видение мира.
При создании образа
шахматной игры В.В. Набоков обращается к олицетворениям, которые служат для
изображения наиболее ярких и образных картин, для наиболее полной передачи
чувств и эмоций. В «Защите Лужина» шахматные фигуры оживают, наделяются
способностью жить самостоятельно: «Он видел затем, как черный король, выйдя
из-за своих пешек (одна была выбита, как зуб), стал растерянно шагать туда и
сюда. «Шах, – говорил Кребс, – шах» – (и ужаленный король прыгал в сторону) –
сюда не можешь, и сюда тоже не можешь» [2]; «и все шахматное поле трепетало от
напряжения» [2].
В произведении
функциональную значимость играют эпитеты, характеризующие игру в шахматы в
целом: «Эта расстановка произошла почти мгновенно, и сразу вся вещественная
сторона дела отпала – маленькая доска, раскрытая у него на ладони, стала
неосязаемой и невесомой, сафьян растаял розовой мутью, все исчезло, кроме
самого шахматного положения, сложного, острого, насыщенного необыкновенными
возможностями» [2]; «Единственное, что по-настоящему занимало его, была
сложная, лукавая игра, в которую он – непонятно как – был замешан» [2];
«Брезгуя благоразумным уютом рокировки, он стремился создать самые неожиданные,
самые причудливые соотношения фигур» [2]. Эпитеты способны приобретать
концептуальный характер, они позволяют подчеркнуть наиболее важную деталь или
существенный признак шахматной игры.
Своеобразны и оригинальны
сравнения, которые находит писатель для описания шахматных фигур, игры или
определенной шахматной партии. В.В. Набоков использовал сравнения с целью
создания необычного, выразительного художественного текста. С их помощью автор
хотел передать впечатления героев, представить шахматную игру как одного из
важнейших персонажей романа и раскрыть его образ более ярко и полно. Поэтому в произведении
шахматные фигуры сравниваются с частью человеческого тела (пешка «была выбита
как зуб» [2]), процесс игры в шахматы – с природными силами и явлениями
(«движение фигуры представлялось ему как разряд, как удар, как молния» [2]).
Таким образом, в романе
шахматная игра наиболее отчетливо воплощает в себе представление о возможности
творчества полностью завладеть сознанием личности. Для создания такого образа
шахматной игры В.В. Набоков использовал лексико-семантические средства,
соединял различные тропы, употреблял концептуально значимые слова-символы,
придающие игре образность, экспрессию и содержание. Шахматные термины в
контексте данного художественного произведения теряют привычную для себя
стилистическую нейтральность и выступают средствами решения художественных
задач автора, средствами игровой поэтики, элементами сюжетной линии.
Список
источников:
1. Иванова,
Е.Р. Своеобразие темы шахмат и шахматной игры в художественной литературе
[Текст] / Е.Р. Иванова // Вестник КГУ. – №1. – 2019. – 165-169 с.
2. Набоков,
В.В. Защита Лужина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://librebook.me/zachita_lujina
3. Казьмерчак, Н. Игра как основополагающая
ценность кодирования эстетического пространства феномена трагического (на
материале романа Владимира Набокова «Защита Лужина») [Текст] / Н. Казьмерчак //
Вестник ВолГУ. – Выпуск 6. – 2007. – 76-81 с.
4. Стрельникова,
Л.Ю. Роман В.В. Набокова «Защита Лужина» как игровая модель шахматной
гиперреальности [Текст] / Л.Ю. Стрельникова // Вестник СПбГУ. – Выпуск 1. –
2015. – 40-56 с.
5. Ипполитова,
Н.Б. Лексико-семантические средства создания образа шахматной игры в романе
В.В. Набокова «Защита Лужина» [Текст] / Н.Б. Ипполитова, А.Н. Посяева //
ВЕСТНИК Мордовского университета. – №1. – 2011. – 51-55 с.
6. Бобырева,
Н. Художественные функции шахматной терминологии в романе В. Набокова «Защита
Лужина» [Текст] / Н. Бобырева // Филология и культура. Philology and culture. – № 4 (46). – 2016. –
123-128 с.
7. Бартон,
Д.Д. Миры и антимиры Владимира Набокова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika/barton-miry-i-antimiry/nabokov-anagrammist.htm
8. Классик
без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: критические
отзывы, эссе, пародии [Текст] / под общ. ред. Н.Г. Мельникова. – М.: Новое литературное обозрение, 2000. –
688 с.
Виктория,а шахматы для самого Набокова что-то значили, какое место они занимали в его личной жизни?
ОтветитьУдалитьТатьяна Викторовна, благодарю за вопрос! Шахматы играли большую роль в жизни В.В. Набокова. Он сам много времени посвящал игре и часто упоминал ее в своих текстах. В произведениях автора герои играют в шахматы,используются шахматные образы, об игре написано несколько стихотворений. В.В. Набоков известен как шахматный композитор, составитель шахматных комбинаций и задач.
УдалитьЕсть ли отличия в изображении шахматной игры в "Защите Лужина" от аналогичных эпизодов в других произведениях В.В. Набокова? Понятно, что в этом романе шахматы в центре сюжета, но только ли в этом особенность?
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное за вопрос!
УдалитьВ других произведениях В.В. Набокова шахматная игра больше выполняет эпизодическую роль, а в романе «Защита Лужина» шахматы выступают в роли самостоятельного персонажа.
Говоря об особенностях романа, стоит отметить своеобразие «шахматности» лужинского мировосприятия: мотив «жизнь как шахматы» является одним из центральных в романе. Параллель «жизнь – шахматы» работает в романе и в обратную сторону («шахматы как жизнь»). Шахматная реальность становится для главного героя второй и единственно подлинной реальностью, жизнь вне шахмат для него не существует.
«Защита Лужина» – характерный пример одногеройного романа, в котором главный герой ярко выделяется на фоне остальных персонажей.
Еще одной особенностью романа является его кольцевая композиция. Имя героя появляется в предпоследней фразе, а последняя — «Но никакого Александра Ивановича не было» — отсылает к самой первой, в которой отправляемый в школу герой имя теряет: «Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным».
Структуру романа можно сравнить с шахматными задачами на «мат самому себе» и «ретроградный анализ» (мат самому себе связан с самоубийством, а ретроградный анализ - с припоминанием ситуаций).
Спасибо за доклад! Виктория, можно ли сказать, что игра в шахматы олицетворяет жизнь самого героя? Что делая "ход партии", он делает попытку изменить свою жизнь?
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за вопрос! Да, игра в шахматы символизирует настоящую жизнь главного героя. В произведении читатель может заметить стремление Лужина «бросить шахматную игру», т. е. отказаться от прежней жизни; попытку «вовлечения в шахматную игру» и решение «выпасть из игры», прервать ее и наконец обрести свободу. Слово «защита» в названии романа является ключевым, в нем заключается попытка главного героя изменить «ход партии» - жизни.
Удалить