Массовая работа —
большая и важная часть деятельности современной детской библиотеки, и с каждым
годом к ней привлекается все больше сотрудников. Е.В. Яковлева в статье
«Массовая работа детской библиотеки: актуальность, проблемы, перспективы»
проводит несколько опросов и приходит к выводу, что массовая работа – не только
повышает цифровые показатели библиотеки, это также хороший способ приобщить
детей к чтению, а для самих библиотекарей – интересное и увлекательное занятие[1].
В массовой работе
проявляется конкурирующая составляющая библиотеки. Каждая детская библиотека
хочет привлечь большее количество посетителей на свои мероприятия, чем другие.
В настоящее время детям и подросткам интереснее мероприятия, в которых они сами
принимают участие, где можно проявить себя, поэтому библиотекарю необходимо
«идти в ногу со временем»: осваивать новые технологии, методы подачи материала
современным детям и т.д. Для библиотекарей, отдавших своей профессии много
времени, это бывает сложно. Как правило, они привыкли к старым формам работы –
беседа на какую-либо тему, почти не вовлекающая детей. Чаще всего это проходит
следующим образом: библиотекарь рассказывает старый сценарий нескольколетней
давности, дети молча слушают. Такие мероприятия неактуальны и не имеют никакого
интереса для детей, у которых в карманах лежат гаджеты с интересными игрушками
или мессенджерами. Детей можно и нужно привлекать к мероприятиям, иначе смысла
от них просто нет.
Библиотеки должны уделять
качеству массовой работы больше внимания. Безусловно, как уже было сказано
выше, если не повышать уровень собственных знаний в области новых технологий и
форм подачи темы, ни самому библиотекарю не будет интересно то, чем он
занимается, ни участникам, показатели библиотеки не увеличатся.
Таким образом, основной
проблемой массовой работы является привлечение внимания детей. Если говорить о
младших школьниках, то тут большую роль играет разнообразие форм. Задача
библиотекаря – разнообразить мероприятие так, чтобы юные читатели не
отвлекались, как и на уроках в школе. Переходы от бесед к играм – очень важная
составляющая мероприятий с детьми.
«Запрограммировать» успех массового
мероприятия невозможно – его подготовка и проведение зависят от ряда
условий, во многом определяются ситуативным характером работы с читателями. В
то же время учет этих условий применительно к возможностям отдельной
Центральной Библиотечной Системы (далее ЦБС) делает массовую работу
управляемой, обеспечивает действенность мероприятия.
Условия, о которых идет
речь, носят общеметодический характер, в равной степени применимы в
индивидуальной и массовой работе. К ведущим из них относят: целевое и
читательское назначение, выбор названия мероприятия, место проведения
мероприятия, время и продолжительность, распределение обязанностей между
библиотекарями, читателями и приглашенными гостями, предварительная реклама, формирование
читательской аудитории.
По последним наблюдениям,
значительно растет значение мероприятий, ориентированных на неформальное
общение, повышается роль читателя в их подготовке и проведении. Соответственно,
возникает необходимость учитывать и личностные особенности потенциальных
посетителей, например, степень общительности, владение культурой речи,
художественным вкусом.
Роль индивидуальной
работы здесь просто неоценима. Повышается значимость личных бесед с читателем,
анализа документации, отражающей сведения о его запросах, степени активности,
обобщающей результаты наблюдений библиотекаря.
В ЦБС для приобщения
детей и подростков используют комплекс приемов. Посылают персональные
приглашения на отдельные мероприятия по остроактуальной теме, вводят приоритетное
обслуживание книжными новинками, в т.ч. и повышенного спроса.
Полноправными участниками
этапа подготовки мероприятия вместе с библиотекарем становятся «лидеры чтения»[2].
Важной составной частью библиотечно-библиографического обслуживания
является выставочная деятельность библиотек. Современную библиотеку трудно
представить без системы выставок, плакатов и других наглядных способов
раскрытия библиотечного фонда.
Библиотечная выставка — это публичная демонстрация специально
подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей
информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и
ознакомления. Каждая выставка решает свою конкретную задачу имеет определенный
читательский адрес. Выставка предполагает непосредственный показ книг или
материалов, раскрывающих их содержание, в зрительно воспринимаемом виде.
Пользователь библиотеки видит либо саму книгу, либо ее изображение.
Выставочная деятельность опирается на принцип наглядности и представляет
собой один из действенных способов его реализации. Она успешно реализует во
взаимосвязи возможности библиотечного (непосредственный показ различных
документов), библиографического (рекомендация собственно библиографических
работ, библиографических сведений, дополняющих экспонируемые документы и др.),
фактографического (обеспечивает аналитической подборкой материалов по
тематическим узлам выставки, представляет фактографические справки, дайджесты и
др.) обслуживания.
Непосредственный показ самих книг и других источников информации,
сопровождаемый ярким, образным раскрытием их содержания, служит задачам
привлечения внимания к чтению, облегчает поиск необходимых изданий. Для этого,
в частности, используются различные макеты, модели, муляжи предметов, сами
предметы или их детали, символы, эмблемы, имеющие отношение к теме выставки. На
выставках также есть возможность подкреплять рекомендацию книг иллюстрациями
(портреты, декоративные элементы), цитатами, аннотациями, графиками, таблицами
и т. п. Однако все названные элементы «действуют» положительно только тогда,
когда они составляют единое целое, подчинены основной идее выставки, не
отвлекают внимание от книг, а помогают раскрыть их содержание. Экспонируемый
материал и способ его подачи должны содержать элемент новизны, оригинальности,
неожиданности.
Во многих библиотеках для демонстрации выставок отводятся постоянные
места, применяется специальное оборудование и мебель: подставки, вращающиеся
стеллажи и стенды. Выставки должны находиться в хорошо освещенном, удобном для
обозрения месте. Таким образом, появляется возможность возбудить
непроизвольное внимание у посетителей: прежде, чем познакомиться с выставкой,
ее по крайней мере необходимо увидеть. Этому способствует и стиль художественного
оформления выставки, ее технические элементы, новые конструктивные материалы,
используемые на ней.
Обязательное условие выставочной деятельности публичных библиотек —
открытый доступ к экспонируемой литературе.
Библиотечные выставки можно классифицировать по ряду признаков, а
именно:
·
по статусу — самостоятельные и сопровождающие
массовое мероприятие. Это означает, что выставки могут использоваться самостоятельно
(например, выставки новых поступлений), но чаще всего они становятся важными элементами
группового и фронтального библиотечно-библиографического обслуживания;
·
по содержанию — выставки могут быть универсальными, отраслевыми и персональными;
·
по целевому
назначению — в помощь
профессиональной и образовательной деятельности, для повышения культурного
уровня и др.;
·
по времени
публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов — новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий» (в
ряде публичных библиотек США организуются подобные выставки под названием
«Spotlightbook» («книги, заслуживающие внимания») — экспонируется 10–15 хороших книг, некоторое время не выдававшихся
читателям);
·
по месту
экспонирования — организуемые в
библиотеке и за ее пределами;
·
по срокам
функционирования — постоянные, длительные,
периодические, краткосрочные;
·
по используемым
ресурсам — базирующиеся на фонде
данной библиотеки (в том числе просмотровые, то есть обеспечивающие возможность
ознакомления с большим массивом литературы, часто со специальным образом
подготовленным разделом фонда; выборочные или локальные), или базирующиеся на
фондах нескольких библиотек, библиотек и музеев, библиотек и любительских
объединений, частных коллекций и т. д.;
·
по видам
изданий — книжные, других видов
изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно
(комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы,
видеокассеты и др.);
·
по конструкционным
особенностям — витринные, внутристеллажные,
внутриполочные, выставки-«развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.;
·
по основанию для
проведения — по инициативе
библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и
предприятий;
·
по степени
доступности — бесплатные (каковыми
должны быть практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев и
т.д.);
·
по источникам
финансирования — бюджетные,
внебюджетные.
Таким образом, одной из основных задач библиотеки в работе с
детьми и молодежью является привлечение их к участию в различных мероприятиях.
Способом увеличить количество участников является разнообразие форм работы с
читателем. Нужно стремиться к тому, чтобы учесть самые разные интересы,
удовлетворить любопытство детей, стимулировать их к получению новых знаний.
Подобные мероприятия помогают убедить родителей в том, что библиотека расширяет
кругозор малышей и школьников, увеличивает их багаж историко-культурных и
литературный знаний.
[1] Яковлева Е.В. Массовая работа детской библиотеки:
актуальность, проблемы, перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aodb.ru/parents/librarians/research/index.php?SECTION_ID=308&ELEMENT_ID=5600. Дата обращения: 30.04.19.
[2]
Подробнее об условиях действенности массового мероприятия см.: Массовая работа
с читателями в ЦБС: метод. рекомендации / ред. М.Д. Афанасьев, Е.Е.
Троицкая. М.: Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина, 1988. С. 14–20.
Софья, скажите, пожалуйста, с какими проблемами чаще всего сталкивается сотрудник детской библиотеки при организации выставки?
ОтветитьУдалитьДобрый день, Виктория! При подготовке выставки должен принимать во внимание такие условия, как:
Удалить1. Выбор названия. Если название будет не соответствовать содержанию выставки или будет неинтересным, уровень посещаемости выставки упадет.
2. Подборка материала. Под словом материал может крыться и выставка картин, и выставка книг, и выставка каких-либо изделий и тд. Именно от правильного подбора материала зависит успех проводимой выставки.
Также при подборе выставки библиотекарь обязан учитывать возрастную категорию, на которую он опирается, выставляя те или иные работы.
Можно практику инновационной организации выставок считать одним из шагов к созданию в России "библиотек открытого доступа" европейского типа, со свободным доступом читателя к книгам? или это для нас утопия?
ОтветитьУдалитьСпасибо за вопрос, Александр Юрьевич! Чтобы был свободный доступ к книгам, нужно как-то урегулировать проблему авторского права. Существуют, например, магазины, которые продают книги в электронном формате, а библиотеки предоставляют литературу, в основном, бесплатно. Некоторые библиотеки покупают электронные книги и предоставляют их бесплатно читателям на своих сайтах по читательским билетам. Наверное, это перспективная тенденция. Что касается виртуальных экскурсий и выставок, то они проводятся уже сейчас.
УдалитьСофья,как вы думаете,существуют ли новые"механизмы" привлечения читателя к библиотечным выставкам в целом?
ОтветитьУдалитьДобрый день Татьяна Викторовна!
УдалитьБезусловно, существуют, но чаще пользуются традиционными способами. Например, постановка небольшого мероприятия перед выставкой с использованием представленных книг.
Спасибо за доклад! Софья, вы пишите про разнообразие старых сценариев, добавляя в них игры или другие новые формы. Как бы вы разнообразили мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне?
ОтветитьУдалитьДобрый день! Разнообразить подобное мероприятие можно, например, интересным, но не долгим видеороликом или проведением викторины по пройденному материалу.
Удалить