понедельник, 13 апреля 2020 г.

Замятина А. (1 к. маг.) Реклама в детской литературе


К концу XX века массовая культура стала важнейшим фактором современного социума. Она тесно связана с понятием «массовая литература», которая, в свою очередь, способствовала усилению внимания к потребностям публики, осмыслению ее не только как читателя, но и как заказчика.
В массовой литературе XXI века реклама занимает прочную позицию по своим функциональным особенностям. Исследованиями роли рекламы в русской литературе начали заниматься еще на рубеже XX–XXI веков, ее значимость понимается как сюжетно – композиционная модель, в рамках которой сформировалась некая литературная традиция.
Реклама, по мнению Р. Барта, – это своего рода превращение продукта потребления в продукт культуры, поскольку, «касаясь товара языком рекламы, люди придают ему осмысленность и тем самым превращают простое пользование им в духовный опыт» [1, с. 415].
Рекламному воздействию через массовую литературу подвержено не только взрослое поколение человечества, но и дети.
Реклама в восприятии ребёнка – это синтез игры и сказки. Советский психолог Д.Б. Эльконин в своей работе "Психология игры" говорит о том, что сюжетная игра чаще встречается у детей моложе семи лет, и практически отсутствует у более старших. В сюжетные игры чаще были вовлечены мальчики, чем девочки, из – за их раннего взросления. Но психолог настаивал на том, что до тех пор, пока дети играют, они многое перенимают у героев рекламы [8].
Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Немецкий психолог и лингвист Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок, он специально изучал роль сказки в развитии ребенка, так как этот жанр лучше и легче воспринимается ребенком. По его мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности, особенности характера таких героев можно описать двумя – тремя качествами, понятными ребенку (доброта, храбрость, находчивость и т.п.). При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают и так далее. Всё это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается путь тех действий, которые должен осуществить ребёнок и ребёнок идет по этому пути. Там, где этого пути нет, ребенок перестает понимать его, как, например, в некоторых сказках Г.X. Андерсена, где есть лирические отступления [8].
Детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм в своей монографии «О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок», сравнивает сказку с рассказом из реальной жизни и делает вывод, что реалистических рассказ, особенно если в нем есть причинно – следственные объяснения, психологически неправдоподобен для ребенка, потому что он их не понимает [2].
Исходя из этого, можно провести параллель с рекламой: чем проще герой, тем лучше его воспринимаемость и запоминаемость.
Эффективность воздействия рекламы на психику в немалой степени достигается за счет привлекательности героя и сюжета. Если герой обаятелен и убедителен, то желание быть похожим на него станет ключевым в покупке продукции. То есть подсознание выхватывает и запоминает момент соприкосновения Героя с продуктом, а механизм идентификации с Героем выразится в стремлении читателя обладать тем же [3].
Сила психологического воздействия в детских обучающих книгах огромна. Дети являются самой восприимчивой потребительской аудиторией. Первые знания, полученный из первых книг, останутся в памяти ребенка надолго и поэтому многие маркетологи используют обучающую детскую литературу как инструмент продвижения товара, например, обучающая книга «Учись считать с печеньем Oreo».
Еще одной разновидностью литературного подсознательного воздействия на детскую аудиторию является создание торговыми марками или брендами детских книжек и книжек – раскрасок, героями которых становятся продукты. Например, компания «Морозко» выпустила серию книжек – раскрасок «Приключения блинчиков Морозко». В сюжет органично были вплетены все продукты линейки замороженных полуфабрикатов. Этот прием позволил повысить уровень лояльности потребителей к компании.
Компания MEADE — мировой производитель телескопов и другой оптической техники в рамках рекламной кампании «Телескопы MEADE — кратчайший путь к звездам» продвигалась в серии PR – акций для детей, одной из которых стала «Сказка про телескоп, который влюбился в звезду».
В данном случае литературная реклама состояла в создании специального литературного произведения для продвижения среди детей идей астрономии, культуры изучения звездного неба и построения ассоциативной связи «телескоп = MEADE». Сказка – раскраска рассказывала о приключениях телескопика Мида, который сначала жил в доме у астронома, а потом был похищен Бабой Ягой, но удачно возвращен к себе домой [6].
Тверской Холдинг «Афанасий» является создателем детской книги «Сказ о купце Дешёвкине». Сюжетом данной книги является идея, в основе которой лежит история развития торговой марки. Герой сказки кузнец, который делал свою работу качественно и брал за нее «сущие гроши», приговаривая «Дёшево…да сердито», отсюда и пошло имя самого героя. Желая лучшей жизни своим землякам «хмурым да усталым от жизни тяжелой», кузнец решил стать купцом: «Был я мастер – кузнец – стану честный купец! Послужу тверичанам другим мастерством: не сердито им будет, а радостно!». И вот купец возводит церковь, налаживает торговлю и «варит в медных котлах пиво пенное, а по бочкам квасок настаивает», при таком купце – молодце и тверичане жить лучше стали [10].
Идея Холдинга «Афанасий» заключалась в том, чтобы с малых лет у ребенка было понятие о правильных ценностях, а сам сюжет книги формирует патриотические чувства к малой Родине. Эта идея преподнесена так, чтобы юный читатель или слушатель смог понять ее содержание.
Но вся деятельность компании позиционируется через рекламу. Создавая подобную литературу, Холдинг «Афанасий» расширяет границы осведомленности у потенциальных потребителей о своих товарах и истории их создания. Сегодняшний потребитель устал от рекламы и маркетологи Холдинга решили пойти по пути завуалированной рекламы, не упоминать название бренда в произведении, а действовать через увлекательный сюжет. Реклама здесь не упоминается сознательно, компания выбрала такой способ донесения информации как восхваление собственного бренда.
Художественный текст не только фиксирует бренды, логотипы и рекламные слоганы, но и определяет их онтологическое значение в условиях современного общества.
Хотим мы этого, или нет, но современная реклама формирует определенные предпочтения, укрепляет стереотипы, способствует смещению ценностей в сторону культа потребления. Реклама, литература и реальность переплелись в XXI веке еще более тесно. Настолько, что границы между ними постепенно исчезают.
Список литературы
1.    Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр. С. Зенкина. М.: Изд – во им. Сабашниковых, 2003. – 512 с.
2.             Штейнман, М. FAQ: Взаимодействие рекламы и литературы. 7 фактов о коммуникациях высокой и массовой культур в современном мире // Постнаука. 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/18852
3.             Бруно, Беттельхейм: О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок Переводчик: Семенова Е. Издательство: Изд. В. Секачев, 2019. – 464 с.
4.             Дунаева, А. Влияние рекламы на детскую психику [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psycho.ru/library/783
5.             Люликова, А.В. Топос рекламы в художественной литературе [Электронный ресурс] – Режим доступа: XXI века http://gum.narfu.ru/upload/iblock/e8a/92_100.pdf
6.             Холдинг «Афанасий» «Сказ о купце Дешёвкине» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.afanasy.ru/bitrix/Skazka.pdf
7.             Скрытая реклама в художественной литературе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://konspekts.ru/marketing/reklama – marketing/skrytaya – reklama – v – xudozhestvennoj – literature/
8.             Левицкая, А.А. Ваш ребенок и реклама. М.: МОО «Информация для всех», 2011. 98 с.
9.             Ухова, Л. В. Формат не формат: современная детская книга как рекламный текст [Текст] / Л. В. Ухова // Человек в информационном пространстве: материалы всероссийской с международным участием междисциплинарной научно – практической конференции. Том 2. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. – С. 134–141.
10.          Эльконин, Д. Б. Психология игры.  2 – е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.

14 комментариев:

  1. Анна, как Вы считаете, сколько длится жизнь бренда, размещенного в литературном произведении?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Виктория, спасибо за Ваш комментарий!
      Как мы знаем, настоящий бренд — это мгновенно узнаваемый, уникальный символ, который вызывает четкие ассоциации.
      Упоминание брендов и их "жизнь" в литературном произведении зависят от того, в каком виде они употреблены. Бредом может быть имя автора (Агата Кристи), имя издательства (Эксмо), название произведения ("Маша и медведь") или имя литературного героя (Евгений Онегин)
      Имя литературного героя может одновременно являться и названием произведения. Тогда мы имеем более сильный, удвоенный бренд.
      Так же жизнь бренда зависит от ряда факторов: 1) он должен быть оригинальным, незатасканным, индивидуальным; 2) благозвучным, легко произносимым и запоминаемым; 3) говорящим, вызывать положительные, побуждающие к покупке ассоциации в сознании и подсознании большинства потребителей целевой группы.
      Если соблюдены эти условия, то есть все шансы на то, что Ваш бренд останется в сознании потребителя надолго

      Удалить
  2. Спасибо. А есть ли случаи, когда реклама использует каких-нибудь известных литературных героев?

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, если Вы имели в виду телевизионную рекламу, которая использует геров литературных произведений как бренд, то примером может послужить реклама торговой марки "Простоквашино"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А почему оказывается выгодным использовать именно литературных героев? И рекламируется ли таким образом вместе с какими-то товарами и литературное произведение?

      Удалить
    2. Чаще всего решение использовать литературного героя является маркетинговым ходом. Упоминание персонажа, имеющего запоминающуюся внешность, привычки, тембр голоса, приводит к созданию успешного рекламного образа, который в будущем будет работать на компанию-производителя.
      Отвечая на второй вопрос, хочу сказать, что тут уже и рекламируемый товар литературным героем и упоминание самого произведения работают друг на друга. То есть, литературный герой в рекламе напоминает о том, что существует произведение в котором упоминается данный герой и наоборот.

      Удалить
  4. Есть ли принципиальная разница в детской литературе между "product-placement" и социальной рекламой (к примеру, недавняя книжка о прогулках по Твери, создающая лубочный, совершенно рекламный по сути образ города)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александр Юрьевич, спасибо за вопрос. Хочу сказать что принципиальная разница есть. Тут следует помнить, что "product-placement" - это коммерческая реклама, направленная на получение прибыли,а целью социальной рекламы является привлечение внимания к проблемам общества. Скорей всего книга о прогулках по Твери была создана как путеводитель, где яркие рекламные тексты и образы служат для запоминаемости, и целью заказчика было получение прибыли. Детская социальная реклама в литературе встречается редко. Даже если какая-то организация выпустила детское произведение, направленное на привлечение внимание детей к каким-либо проблемам общества, доход от продаж она получит, то есть, это все ещё коммерческая реклама

      Удалить
  5. Добрый день,Анна. Замечательное сообщение,очень интересный материал ,а главное актуальный. Скажите.Анна,не кажется ли вам,что подобное использование рекламы в книгах для детей приведет к формированию человека-потребителя?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Татьяна  Викторовна, спасибо за Ваш вопрос. Реклама имеет целью стимулирование спроса на товар и услуги, о которых она сообщает потенциальным покупателям.
      Употребление рекламы в литературе - это ещё один инструмент позиционирования товаров и услуг. Реклама в литературе играет и сыграет такую же роль как и телевизионная реклама, реклама в Интернете, по радио и т.п. Она воздействует на психику ребёнка с малых лет, тем самым создавая нового "заложника" современного потребительского рынка.

      Удалить
  6. Анна, спасибо за интересный доклад! Скажите, как выражается двойная адресация рекламы в детской литературе?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий! Считается, что адресация – один из главных признаков, регулирующих отбор всех элементов воздействующего текста. Если все остальные рекламные тексты адресуются непосредственно самому читателю и опираются на его ценности, то реклама произведений детской литературы имеет двойную адресацию: она прямо обращается к родителям, которые и должны совершить покупку и так же предъявляет ценности детей, которым должно быть интересно, полезно, весело и т. п. читать эту книгу (или слушать, как ее читают)
      Адресация к детям выражается в использовании элементов детского языка, в перечислении необычных (и веселых) персонажей книги, в апелляции к детской любознательности и т. п.
      Адресация к взрослым выражается в подробном описании элементов аппарата книги и ее истории, указание на ее популярность (признание) во многих странах, а также на воспитательное значение книги для развития ребенка.

      Удалить
  7. Спасибо за доклад! Скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, почему сюжетная игра практически отсутствует у детей старше 7 лет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за вопрос! Я считаю, что дети дошкольного возраста больше уделяют внимания играм, потому что у них больше свободного времени и они ещё не осознают серьёзность сюжетно-игровых ситуаций.
      У детей старше семи лет начинается формирование личности, становление статуса, которому ребёнок должен соответствовать. Но и эта категория детей играют в сюжетные игры, которые влияют на процесс психического развития. Но тут ребёнок уже начинает задумываться о правилах игры. Они чрезвычайно придирчиво относятся к их выполнению.
      Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает.
      Я считаю, что и у детей старше семи лет так же присутствует сюжетная игра, в которой просто меняются правила.

      Удалить

Секция “История русской литературы”

Председатель – Комарова Алина Научный руководитель – к.филол.н., доц. О.С. Карандашова 1.Алимбаева К. (3 к.) Мир детства в ру...