Рок-музыка, равно как и
рок-поэзия, является неотъемлемой частью нашей культуры. Единицей такого художественного
высказывания является песня. Это самостоятельное произведение, состоящие, как
правило, из авторского поэтического текста и музыки. Однако известно, что
рок-исполнители обращаются за текстами и к классикам: создают песни, используя
уже известные стихотворения.
Очень привлекательным для
музыкантов оказывается «Серебряный век». Рубеж XIX и ХХ веков — особый период в истории русской литературы: в
это время бурно развивается поэзия, литераторы ищут новые темы и приёмы, кроме
того, в этот период проходят ожесточённые литературные баталии. Для России это
время страшных переворотов и крутых перемен, это десятилетия войн и катастроф.
Такой напряжённый период, когда одновременно предчувствие конца света и надежда
на светлое будущее витают в воздухе, породил искусство, к которому продолжает
обращаться современность.
«Серебряный век»
разнообразен; начался он с символизма, потом появились акмеизм и футуризм —
одно из самых интересных направлений. Футуристы экспериментировали: меняли
структуру предложений, ломали ритм, образовывали при помощи необычных суффиксов
новые «корнесловия». Приоритет ритма, неровность и обрывистость фраз — то, что
сближает поэзию футуристов и современную рок-поэзию. Этим можно объяснить и
тяготение к созданию музыкальных композиций в большинстве именно на
стихотворения поэтов-футуристов, в частности произведения Владимира Маяковского.
Ещё одним любимым поэтом
рок-музыкантов становится Сергей Есенин, стихи которого берут за душу своей
эмоциональностью. Небанальные образы, напевность строк привлекает внимание
музыкантов, поэтому его поэзия также становится объектом для создания
музыкальных произведений. Обращение к поэзии Серебряного века повлекло за собой
создание множества песен на стихи. Некоторые музыканты обходились написанием
отдельных песен, однако, вдохновившись лирикой начала XX века, некоторые стали создавать,
скажем так, циклы.
Обращаясь к истории
рок-музыки, вспомним, что рок зародился на основе танцевально-песенных жанров.
Однако достаточно быстро проявил способность как к расширению композиций, так и
к объединению частей, т. е. песен, в более крупное целое, и тем самым
вышел за рамки «искусства малых форм». Основной формой студийного творчества в
рок-музыке стал альбом — несколько композиций, расположенных в
определенном порядке и претендующих на некую степень единства.
Рок-альбом — это прежде
всего музыкальный цикл. Основные положения по изучению рок-альбома как аналога
лирического цикла уже обозначены Ю. В. Доманским: «Альбом в
рок-культуре обладает всеми основными особенностями, присущими лирическому
циклу: это в подавляющем большинстве случаев авторские контексты; единство
композиций, входящих в альбом, обусловлено авторским замыслом; отношения между
отдельными композициями и альбомом можно рассматривать как отношения между элементом
и системой; альбом озаглавлен самим автором». Данные признаки были разработаны
по отношению к лирическому циклу, однако они применимы и при характеристике
рок-альбома, что даёт право рассматривать альбом как аналог лирического цикла.
Кроме того, рок-альбом
обладает и своими определёнными чертами, которые можно обозначить как жанровые
признаки: обязательное название, ограниченное время звучания, визуальная
обложка, перечень песен и прочая информация об альбоме. Исходя из этого, альбом
в рок-культуре «является концептуальным жанровым образованием». Однако не
каждый альбом можно считать концептуальным. Отметим его основные отличительные особенности:
это, в первую очередь, тяготение к крупной форме, единство музыкального и
поэтического материала. Признаками концептуальности также могут служить наличие
общей интонационно-тематической или сюжетной линии.
Таким образом, музыканты,
создающие циклы, посвящённые творчеству поэтов, образуют концептуальные
альбомы. Для примера рассмотрим такие работы, как «Живой Маяковский» (сборник в
двух частях) и «Облако в штанах» (гр. «План Ломоносова»). Ю. В. Доманский
отмечает, что «рок-альбомы в целом ряде случаев циклизуются по различным
нетрадиционным путям». Исследователь описал способы циклизации. По
классификации Ю. В. Доманского, сборник «Живой Маяковский» и альбом
«Облако в штанах» относится к «типу «чужих» альбомов — когда автор пишет музыку
к «чужим» стихам». Следуя этой логике, «Живого Маяковского» можно обозначить
как альбом, составленный из песен на стихи одного автора, исполняемых
несколькими коллективами, а «Облако в штанах» — как альбом, составленный на
стихи одного автора, исполняемых одним коллективом.
В песнях «Живого
Маяковского» отразились основные темы творчества поэта: темы отрицания
буржуазного образа жизни, любви и собственного одиночества (дореволюционный
период) и революционная, гражданско-патриотическая и антимещанская темы
(послереволюционный период). План Ломоносова берёт за основу цельное
произведение и перекладывает его на музыку. Поэма «Облако в штанах» относится к
раннему периоду творчества поэта. В ней отразились разочарования в любви,
политическом строе, религии и даже в искусстве. Иными словами, в первом случае
альбом объединяет, в основном, тематическая линия и единство поэтического
материла. Это выражается в обращении исключительно к текстам Владимира
Маяковского, что и подчёркивает само название — «Живой Маяковский». Во втором
случае помимо единства поэтического материала и тематической линии чётко видна
сюжетная линии: использование целостного текста поэта без каких-либо серьёзных
изменений в структуре поэтических строк. Однако тексты в исполнении рок-музыкантов
часто подвергаются трансформации, отсюда созданные концептуальные альбомы имеют
свои особенности.
«Живой Маяковский»
составлен из песен разных исполнителей, и сам альбом выстраивается так, что в
нём отражаются все темы творчества поэта, его личные переживания,
биографические данные. Проанализировав цикл, мы выявили три типа написания
песен на стихи поэта:
1) когда создаётся
абсолютно новый текст, т. е. «новый автор» объединяет несколько текстов в
один. При этом изначальный смысл можно меняться кардинально, а может лишь
компилироваться, отражая основную тематику сразу нескольких текстов, не меняя
первоначального звучания;
2) когда используется
один текст, но он претерпевает структурное и/или смысловое трансформирование.
Стоит отметить, что именно этот тип композиций преобладает в альбоме;
3) когда используется
один текст без каких-либо изменений в нём.
Альбом «Облако в штанах»
написан на целостный текст. В структуре взятых для песен отрывков происходят
некоторые изменения: повторы строчек или строф, изменение ударения в словах.
Это используется для сохранения ритма в композициях. Значительной трансформации
текстов не обнаружено.
Оба альбома имеют как
общие, так и различающиеся черты. Среди них общие:
1) оригинальные тексты
поэта в большинстве своём претерпевают изменения;
2) музыкальное обрамление
текстов усиливает смысловую нагрузку;
3) песни чётко передают
эмоции, переживания поэта.
Различные:
1) в альбоме «Живой
Маяковский» отразились все темы творчества поэта, т. к. исполнители брали
за основу тексты всего периода творчества, а «Облако в штанах» — отражение лишь
ранней лирики;
2) помимо лирики
В. Маяковского, в «Живом Маяковском» некоторые исполнители взяли за основу
письма поэта матери и сёстрам и лозунги поэта о здоровом образе жизни и уборке;
3) Некоторые участники
проекта из нескольких текстов составляют один, План Ломоносова же чётко придерживается содержанию поэмы.
В основу проекта «Живой
Маяковский» легла идея создания сборника музыкальных произведений на стихи поэта,
созданных современными музыкантами — как известными, так и малоизвестными
исполнителями. «Музыкантам предложили погрузиться в эпоху Маяковского, оживить
своей музыкой его стихи, тем самым доказать, что настоящая поэзия живёт во все
времена. Как мы видим, музыканты серьёзно подошли к созданию песен на тексты
поэта.
Однако, как было сказано
выше, поэзией Владимира Маяковского не исчерпывается интерес современных
исполнителей к творчеству писателей «Серебряного века». Среди таких
концептуальных альбомов можно выделить сольный альбом Алексея Горшенёва (гр.
Кукрыниксы) «Душа поэта», посвящённый творчеству Сергея Есенина. Поэзия В.
Хлебникова нашла отражение в альбоме «Жилец вершин», записанным группой Аукцыон
совместно с Алексеем Хвостенко. Данные альбомы также требуют начуного
исследования, но это уже материал для более детального анализа, к которому мы
обратимся позднее.
Кроме того, к поэтам «серебряного
века» обращаются, безусловно, и многие другие рок-музыканты. Так, стихотворения
Анны Ахматовой и Марины Цветаевой можно обнаружить у Светланы Сургановой и
Земфиры, Зинаиды Гиппиус — в творчестве группы «Чёрный обелиск», Александра
Блока — у Хелависы, Николая Гумилёва — у «Мельницы», Бориса Гребенщикова и
других. Иными слова, к поэзии рубежа XIX и ХХ веков современные исполнители
обращались, обращаются и, уверена, будут обращаться. По словам Алексея
Горшенёва, сказанным об альбоме «Душа поэта», причиной создания подобной работы
послужило прежде всего стремление привлечь внимание людей к серьезной
литературе, попытка передать глубокий смысл стихов, их задумчивость,
драматичность, лиричность и трагичность, а также возможность высказать
уважение, понимание, сопереживание и благодарность поэту. Подобными мотивами руководствуются
и другие музыканты, иначе шедевров классики в новом звучании мы не увидели бы.
Ольга,очень интересное сообщение,чувствуется,что этой темой вы занимаетесь всерьез.КАк вы думаете,может обращенность текстов Маяковского в будущее, "другим" читателям достигла своей цели,потомки его услышали?
ОтветитьУдалитьТатьяна Викторовна, спасибо за вопрос. Думаю, что цель в полной мере ещё не достигнута, но находится на пути к этому. Распространение поэзии В. Маяковского в песенной форме, несомненно, привлекает больше внимания и заставляет задуматься (лично сталкивалась с таким и не раз слышала от других людей).
УдалитьОля, мне очень понравился Ваш доклад, действительно заинтересовали данной темой. Мне бы хотелось узнать, а были ли написаны новые концептуальные альбомы за последние 5 лет?
ОтветитьУдалитьСм. ниже - "Постоянство веселья и грязи" (2018)
УдалитьАнастасия, спасибо! Ответ Вам уже дали, однако отмечу, что из рассматриваемых мною в работе альбомов один из них является относительно новым — это «Облако в штанах» (2016 год).
УдалитьВообще, конечно, надо брать и тексты Хлебникова ("Жилец вершин" АукЦЫОНа) - и показывать, что поэзия более позднего периода используется иначе. Сравните "Жильца вершин" (Хлебников интерпретирован в рамках Серебряного века) и альбомы Федорова на стихи Хармса ("Постоянство веселья и грязи") и Введенского, или совершенно потрясающий альбом группы "Центр" "Короли поэзии в трансе", где стихи поэтов 50-х годов используются как анонимные, хотя и не вполне фольклорные (Василий Шумов никогда не называл авторов этих текстов и запрещал при переиздании альбома указывать авторство)
ОтветитьУдалитьСпасибо за рекомендацию, я учту!
УдалитьСпасибо за замечательный доклад! Какие тексты произведений поэтов 19-20 в. Вы сами использовали бы для сочинения музыкальных композиций?
ОтветитьУдалитьВ первую очередь, я за основу взяла бы также поэзию В. Маяковского, а также произведения О. Мандельштама и Б. Пастернака. Если обращаться к поэтам 19 века, интересно было бы придать музыкальное звучание стихотворениям Н. Некрасова.
Удалить