понедельник, 13 апреля 2020 г.

Борисова О. (4 к.) Отражение поэтической традиции "Серебряного века" в русской рок-поэзии


Рок-музыка, равно как и рок-поэзия, является неотъемлемой частью нашей культуры. Единицей такого художественного высказывания является песня. Это самостоятельное произведение, состоящие, как правило, из авторского поэтического текста и музыки. Однако известно, что рок-исполнители обращаются за текстами и к классикам: создают песни, используя уже известные стихотворения.
Очень привлекательным для музыкантов оказывается «Серебряный век». Рубеж XIX и ХХ веков —  особый период в истории русской литературы: в это время бурно развивается поэзия, литераторы ищут новые темы и приёмы, кроме того, в этот период проходят ожесточённые литературные баталии. Для России это время страшных переворотов и крутых перемен, это десятилетия войн и катастроф. Такой напряжённый период, когда одновременно предчувствие конца света и надежда на светлое будущее витают в воздухе, породил искусство, к которому продолжает обращаться современность.
«Серебряный век» разнообразен; начался он с символизма, потом появились акмеизм и футуризм — одно из самых интересных направлений. Футуристы экспериментировали: меняли структуру предложений, ломали ритм, образовывали при помощи необычных суффиксов новые «корнесловия». Приоритет ритма, неровность и обрывистость фраз — то, что сближает поэзию футуристов и современную рок-поэзию. Этим можно объяснить и тяготение к созданию музыкальных композиций в большинстве именно на стихотворения поэтов-футуристов, в частности произведения Владимира Маяковского.
Ещё одним любимым поэтом рок-музыкантов становится Сергей Есенин, стихи которого берут за душу своей эмоциональностью. Небанальные образы, напевность строк привлекает внимание музыкантов, поэтому его поэзия также становится объектом для создания музыкальных произведений. Обращение к поэзии Серебряного века повлекло за собой создание множества песен на стихи. Некоторые музыканты обходились написанием отдельных песен, однако, вдохновившись лирикой начала XX века, некоторые стали создавать, скажем так, циклы.
Обращаясь к истории рок-музыки, вспомним, что рок зародился на основе танцевально-песенных жанров. Однако достаточно быстро проявил способность как к расширению композиций, так и к объединению частей, т. е. песен, в более крупное целое, и тем самым вышел за рамки «искусства малых форм». Основной формой студийного творчества в рок-музыке стал альбом — несколько композиций, расположенных в определенном порядке и претендующих на некую степень единства.
Рок-альбом — это прежде всего музыкальный цикл. Основные положения по изучению рок-альбома как аналога лирического цикла уже обозначены Ю. В. Доманским: «Альбом в рок-культуре обладает всеми основными особенностями, присущими лирическому циклу: это в подавляющем большинстве случаев авторские контексты; единство композиций, входящих в альбом, обусловлено авторским замыслом; отношения между отдельными композициями и альбомом можно рассматривать как отношения между элементом и системой; альбом озаглавлен самим автором». Данные признаки были разработаны по отношению к лирическому циклу, однако они применимы и при характеристике рок-альбома, что даёт право рассматривать альбом как аналог лирического цикла.
Кроме того, рок-альбом обладает и своими определёнными чертами, которые можно обозначить как жанровые признаки: обязательное название, ограниченное время звучания, визуальная обложка, перечень песен и прочая информация об альбоме. Исходя из этого, альбом в рок-культуре «является концептуальным жанровым образованием». Однако не каждый альбом можно считать концептуальным. Отметим его основные отличительные особенности: это, в первую очередь, тяготение к крупной форме, единство музыкального и поэтического материала. Признаками концептуальности также могут служить наличие общей интонационно-тематической или сюжетной линии.
Таким образом, музыканты, создающие циклы, посвящённые творчеству поэтов, образуют концептуальные альбомы. Для примера рассмотрим такие работы, как «Живой Маяковский» (сборник в двух частях) и «Облако в штанах» (гр. «План Ломоносова»). Ю. В. Доманский отмечает, что «рок-альбомы в целом ряде случаев циклизуются по различным нетрадиционным путям». Исследователь описал способы циклизации. По классификации Ю. В. Доманского, сборник «Живой Маяковский» и альбом «Облако в штанах» относится к «типу «чужих» альбомов — когда автор пишет музыку к «чужим» стихам». Следуя этой логике, «Живого Маяковского» можно обозначить как альбом, составленный из песен на стихи одного автора, исполняемых несколькими коллективами, а «Облако в штанах» — как альбом, составленный на стихи одного автора, исполняемых одним коллективом.
В песнях «Живого Маяковского» отразились основные темы творчества поэта: темы отрицания буржуазного образа жизни, любви и собственного одиночества (дореволюционный период) и революционная, гражданско-патриотическая и антимещанская темы (послереволюционный период). План Ломоносова берёт за основу цельное произведение и перекладывает его на музыку. Поэма «Облако в штанах» относится к раннему периоду творчества поэта. В ней отразились разочарования в любви, политическом строе, религии и даже в искусстве. Иными словами, в первом случае альбом объединяет, в основном, тематическая линия и единство поэтического материла. Это выражается в обращении исключительно к текстам Владимира Маяковского, что и подчёркивает само название — «Живой Маяковский». Во втором случае помимо единства поэтического материала и тематической линии чётко видна сюжетная линии: использование целостного текста поэта без каких-либо серьёзных изменений в структуре поэтических строк. Однако тексты в исполнении рок-музыкантов часто подвергаются трансформации, отсюда созданные концептуальные альбомы имеют свои особенности.
«Живой Маяковский» составлен из песен разных исполнителей, и сам альбом выстраивается так, что в нём отражаются все темы творчества поэта, его личные переживания, биографические данные. Проанализировав цикл, мы выявили три типа написания песен на стихи поэта:
1) когда создаётся абсолютно новый текст, т. е. «новый автор» объединяет несколько текстов в один. При этом изначальный смысл можно меняться кардинально, а может лишь компилироваться, отражая основную тематику сразу нескольких текстов, не меняя первоначального звучания;
2) когда используется один текст, но он претерпевает структурное и/или смысловое трансформирование. Стоит отметить, что именно этот тип композиций преобладает в альбоме;
3) когда используется один текст без каких-либо изменений в нём.
Альбом «Облако в штанах» написан на целостный текст. В структуре взятых для песен отрывков происходят некоторые изменения: повторы строчек или строф, изменение ударения в словах. Это используется для сохранения ритма в композициях. Значительной трансформации текстов не обнаружено.
Оба альбома имеют как общие, так и различающиеся черты. Среди них общие:
1) оригинальные тексты поэта в большинстве своём претерпевают изменения;
2) музыкальное обрамление текстов усиливает смысловую нагрузку;
3) песни чётко передают эмоции, переживания поэта.
Различные:
1) в альбоме «Живой Маяковский» отразились все темы творчества поэта, т. к. исполнители брали за основу тексты всего периода творчества, а «Облако в штанах» — отражение лишь ранней лирики;
2) помимо лирики В. Маяковского, в «Живом Маяковском» некоторые исполнители взяли за основу письма поэта матери и сёстрам и лозунги поэта о здоровом образе жизни и уборке;
3) Некоторые участники проекта из нескольких текстов составляют один, План Ломоносова же чётко придерживается содержанию поэмы.
В основу проекта «Живой Маяковский» легла идея создания сборника музыкальных произведений на стихи поэта, созданных современными музыкантами — как известными, так и малоизвестными исполнителями. «Музыкантам предложили погрузиться в эпоху Маяковского, оживить своей музыкой его стихи, тем самым доказать, что настоящая поэзия живёт во все времена. Как мы видим, музыканты серьёзно подошли к созданию песен на тексты поэта.
Однако, как было сказано выше, поэзией Владимира Маяковского не исчерпывается интерес современных исполнителей к творчеству писателей «Серебряного века». Среди таких концептуальных альбомов можно выделить сольный альбом Алексея Горшенёва (гр. Кукрыниксы) «Душа поэта», посвящённый творчеству Сергея Есенина. Поэзия В. Хлебникова нашла отражение в альбоме «Жилец вершин», записанным группой Аукцыон совместно с Алексеем Хвостенко. Данные альбомы также требуют начуного исследования, но это уже материал для более детального анализа, к которому мы обратимся позднее.
Кроме того, к поэтам «серебряного века» обращаются, безусловно, и многие другие рок-музыканты. Так, стихотворения Анны Ахматовой и Марины Цветаевой можно обнаружить у Светланы Сургановой и Земфиры, Зинаиды Гиппиус — в творчестве группы «Чёрный обелиск», Александра Блока — у Хелависы, Николая Гумилёва — у «Мельницы», Бориса Гребенщикова и других. Иными слова, к поэзии рубежа XIX и ХХ веков современные исполнители обращались, обращаются и, уверена, будут обращаться. По словам Алексея Горшенёва, сказанным об альбоме «Душа поэта», причиной создания подобной работы послужило прежде всего стремление привлечь внимание людей к серьезной литературе, попытка передать глубокий смысл стихов, их задумчивость, драматичность, лиричность и трагичность, а также возможность высказать уважение, понимание, сопереживание и благодарность поэту. Подобными мотивами руководствуются и другие музыканты, иначе шедевров классики в новом звучании мы не увидели бы.

9 комментариев:

  1. Ольга,очень интересное сообщение,чувствуется,что этой темой вы занимаетесь всерьез.КАк вы думаете,может обращенность текстов Маяковского в будущее, "другим" читателям достигла своей цели,потомки его услышали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Викторовна, спасибо за вопрос. Думаю, что цель в полной мере ещё не достигнута, но находится на пути к этому. Распространение поэзии В. Маяковского в песенной форме, несомненно, привлекает больше внимания и заставляет задуматься (лично сталкивалась с таким и не раз слышала от других людей).

      Удалить
  2. Оля, мне очень понравился Ваш доклад, действительно заинтересовали данной темой. Мне бы хотелось узнать, а были ли написаны новые концептуальные альбомы за последние 5 лет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. См. ниже - "Постоянство веселья и грязи" (2018)

      Удалить
    2. Анастасия, спасибо! Ответ Вам уже дали, однако отмечу, что из рассматриваемых мною в работе альбомов один из них является относительно новым — это «Облако в штанах» (2016 год).

      Удалить
  3. Вообще, конечно, надо брать и тексты Хлебникова ("Жилец вершин" АукЦЫОНа) - и показывать, что поэзия более позднего периода используется иначе. Сравните "Жильца вершин" (Хлебников интерпретирован в рамках Серебряного века) и альбомы Федорова на стихи Хармса ("Постоянство веселья и грязи") и Введенского, или совершенно потрясающий альбом группы "Центр" "Короли поэзии в трансе", где стихи поэтов 50-х годов используются как анонимные, хотя и не вполне фольклорные (Василий Шумов никогда не называл авторов этих текстов и запрещал при переиздании альбома указывать авторство)

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за замечательный доклад! Какие тексты произведений поэтов 19-20 в. Вы сами использовали бы для сочинения музыкальных композиций?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В первую очередь, я за основу взяла бы также поэзию В. Маяковского, а также произведения О. Мандельштама и Б. Пастернака. Если обращаться к поэтам 19 века, интересно было бы придать музыкальное звучание стихотворениям Н. Некрасова.

      Удалить

Секция “История русской литературы”

Председатель – Комарова Алина Научный руководитель – к.филол.н., доц. О.С. Карандашова 1.Алимбаева К. (3 к.) Мир детства в ру...